Объем внешней торговли товарами в сентябре продолжал значительно превышать уровень предыдущего года, а латвийский экспорт товаров впервые этого года превысил 1,6 миллиарда евро и увеличился впечатляюще – на 24,1% по сравнению с предыдущим годом. Центральное статистическое управление (ЦСУ) подытожило данные за сентябрь.
Стоимость импортных товаров увеличилась на 24,4%. Удорожание в большей степени обусловлено ростом цен, а не ростом объемов, особенно экспорта. По прогнозам экономистов, рост латвийского экспорта в этом году может превысить 20%.
Росту латвийского экспорта способствует рост цен на природные ресурсы
"Экспорт Латвии в этом году растет такими же темпами, как и вся мировая торговля, и тенденции в экспорте Латвии в последние месяцы хорошо отражают изменения в промышленности. Физические объемы экспорта растут, но преобладают ценовые факторы , и мощный подъем экспорта сейчас происходит преимущественно за счет стремительного роста цен на ресурсы. Однако цены растут как и на экспорт, так и на импорт, и в сентябре латвийский импорт товаров увеличился на 24,6%. Повышение цен на электроэнергию в август и сентябрь обошлись Латвии почти в 70 миллионов евро, а из-за роста импорта Латвии в этом году значительно ухудшилось сальдо внешней торговли", – поясняет экономист Citadale Мартиньш Аболиньш.
В сентябре, как и в предыдущие месяцы, самый быстрый рост экспорта был зафиксирован в секторах и товарных группах, где выросли мировые цены. По сравнению с предыдущим годом экспорт изделий из дерева в сентябре увеличился на 84,3%, чугуна и стали – на 91,2%, изделий из железа – на 27,6%. Кроме того, в сентябре экспорт зерновых увеличился на 2,4%, а немного более низкий урожай зерновых в этом году был компенсирован более высокими ценами. "Экспорт нефти и других энергоресурсов в сентябре также вырос в 2,2 раза, но в основном это связано с реэкспортом, также быстро в сентябре увеличился и импорт этих продуктов", – говорит Аболиньш.
Нормализация спроса, рост потребительских цен и меньшее потепление экономики национальными, а также центральными банками, вероятно, будут означать более низкий или более медленный рост спроса на товары. На мой взгляд, не исключено, что в течение следующего года в некоторых областях рынок может быстро насыщаться и вместо товарного дефицита появится профицит. Колебания цен на ресурсы в этом году тоже очень нетипичны. Например, цены на древесину в США, цены на природный газ в Европе и цены на железную руду в Китае в этом году резко выросли и неожиданно упали. То же самое может произойти с нашими экспортными товарами, такими как изделия из дерева, поэтому нельзя исключать, что в пересчете на евро латвийский экспорт в следующем году также может сократиться", – прогнозирует Аболиньш.
Цены играют первую скрипку в подъеме экспорта
Экономист Swedbank Агнесе Буцениеце также объясняет резкий рост экспорта и импорта ростом цен. "Хотя мы не можем применить этот показатель к экспорту всех товаров, он предполагает, что экспорт, без учета ценового эффекта, был всего на несколько процентов выше, чем год назад. Экспортная поддержка общего экономического роста снижается. В августе цены импорта были на 15% больше, чем в прошлом году. Из этого можно сделать вывод, что рост объемов импорта может быть ближе к 10%", – говорит Агнес Бусениеце.
Она поясняет, что в сентябре экспорт древесины и изделий из древесины внес наибольший вклад в увеличение стоимости экспорта. Это группа товаров с наибольшим ростом цен – на 60%. "Обзоры Европейской комиссии и ЦСУ показывают, что спрос на изделия из древесины остается высоким. Однако производство все больше сдерживается нехваткой рабочей силы. Мировые цены на древесину сейчас значительно ниже их пикового уровня в мае. Снижение стоимости экспорта изделий из древесины также отразится на увеличении экспорта минеральных продуктов, в основном нефтепродуктов, а также цветных металлов. И в этом случае изменение цен на группы товаров реэкспорта играют первую скрипку.
Сентябрь традиционно является одним из самых продуктивных месяцев в экспорте зерновых и масличного рапса. Стоимость экспорта этой сельскохозяйственной продукции упала всего на 2% по сравнению с прошлогодними рекордами. Мы видим, что рост цен практически полностью компенсировал снижение урожая и его качества в этом году. "Мы меньше экспортируем, но получаем почти столько же, что и в прошлом году", – резюмирует экономист.
В свою очередь, минеральные продукты, продукция химической промышленности, а также цветные металлы и изделия из них отметились наиболее значительным увеличением импорта.
"Проблемы цепочки поставок все больше ограничивают рост обрабатывающих производств во многих частях мира. Рост объективно замедляется, но не останавливается. Мировой спрос остается высоким. Это создает возможности. Латвийские экспортеры очень удачно эти возможности использовали в прошлом году, когда смогли увеличить свои доли рынка в мире, особенно в Европе. В первой половине этого года мы практически не видим улучшений. Бежать вперед становится труднее, поскольку не хватает сырья, компонентов для производства. Их поставка занимает больше времени, чем раньше, издержки растут и нужно думать, как их переложить на покупателей. Ситуация обостряется нехваткой рабочей силы здесь, на родине, что приводит к более высоким затратам на рабочую силу.
Однако наша ситуация не уникальна, и многие наши конкуренты в других странах сталкиваются с такими проблемами. Вопрос в том, кто будет умнее, кто лучше увидит и осознает возможности и кто научится более разумно инвестировать, чтобы решать не только сегодняшние, но и будущие проблемы. Они будут все больше и больше увязываться с климатической политикой и устойчивым управлением", – комментирует Буценице.