nauda
Fоtо: Pixabay
Во время пандемии Covid-19 существенно увеличилось количество сотрудников, получающих высокую зарплату, заявил в интервью агентству LETA заместитель директора Научного института продуктивности Латвийского университета (ЛУ) и главный экономист Управления монетарной политики Банка Латвии Олег Красноперов.

Он пояснил, что в апреле 2020 года темпы сокращения рабочих мест и увеличения количества жителей, получивших статус безработного, были похожи на пережитое во время мирового финансового кризиса в 2009 году. Однако вместо "затягивания поясов" в 2020 году работодателям и сотрудникам было предложено несколько механизмов поддержки, которые позволили предпринимателям оставить работников даже при существенном падении оборота.

"Таким образом можно сказать, что в целом цель государственной поддержки достигнута — не допустить каскад неплатежеспособности из предприятий-домино. Уровень безработицы незначительно вырос, а объем экономики вернулся на допандемийный уровень", — отметил экономист.

По словам Красноперова, в общих показателях безработицы скрывается "Латвия двух скоростей", поскольку одна часть общества во время пандемии Covid-19 успешно перешла на удаленную работу и в своих семьях не ощутила падение благосостояния, а доходы и чувство безопасности у оставшейся части населения существенно снизились.

"В некоторых отраслях и профессиях количество рабочих мест практически не уменьшились во время кризиса, например, в таких сферах, как образование, здравоохранение, информационные технологии, госуправление, перерабатывающая и добывающая промышленность. Во время пандемии особенно увеличилось число программистов и врачей. В свою очередь, если посмотреть на разбивку по регионам, больше всего выиграли бывшие самоуправления Пиериги — более широкое распространение удаленной работы укрепила перемещение экономической деятельности из Риги в Пиеригу", — указал эксперт.

Экономист подчеркнул, что даже во время кризиса компании продолжили "охоту за талантами", а у ведущих сотрудников зарплата даже выросла — с момента начала кризиса количество сотрудников в частном секторе с зарплатой-брутто выше 3000 евро увеличилось с 20 000 до 30 000 человек.

В то же время значительная часть общества и экономики находятся в диаметрально противоположной ситуации. Среди наиболее затронутых пандемией отраслей и профессий большинство имеет небольшую среднюю зарплату. Например, в отраслях размещения и общественного питания количество работников сократилось на четверть, существенно пострадала деятельность туристических бюро, воздушного транспорта и салонов красоты. Как указал Красноперов, региональные различия в структуре экономики привели к сокращению рабочих мест в Риге и Юрмале.

Он пояснил, что обычно большее влияние кризиса на себе ощущают жители без высшего или профессионального образования, а также нелатыши. По возрастным группам увольнение больше всего коснулось молодых людей - половина из сокращенных рабочих мест пришлась на жителей в возрасте до 30 лет. Это отражает не только большую вовлеченность молодых людей в деятельности наиболее пострадавших отраслей, но и склонность предприятий более охотно расставаться с сотрудниками с небольшим опытом.

Красноперов рассказал, что краткосрочные проблемы можно эффективно решить с помощью большей подушки социальной безопасности, однако нельзя забывать и о долгосрочных проблемах на латвийском рынке труда. Еще до пандемии уровень занятости в некоторых группах населения был существенно ниже, чем в других странах Европейского союза (ЕС). Небольшая занятость молодежи отражает низкую распространенность профессионального образования и его престиж.

В свою очередь, для мужчин среднего возраста низкая занятость связана с небольшой распространенностью непрерывного образования и достаточно поверхностным контролем его качества, недостаточными цифровыми навыками, а также ухудшением состояния здоровья.

"На вопрос о том, не знаю ли я, насколько сложно работать с сотрудниками предпенсионного возраста, отвечаю — если мы хотим изменить ситуацию хотя бы через поколение, надо работать с молодежью. Латвийская молодежь отстает от сверстников из других стран ЕС как по цифровым навыкам, так и по состоянию здоровья — с возрастом это только увеличивается", — указал Красноперов.

Он заявил, что не нужно изобретать новые программы для траты денег из госбюджета — вместо этого нужно повышать качество образования на всех уровнях. Не секрет, что уровень студентов и качество обучения в латвийских вузах существенно различается — чем легче учиться, тем сложнее найти работу после выпуска.

Красноперов также указал, что более низкое налоговое бремя на рабочую силу также будет способствовать занятости, поэтому необходимо поддерживать дальнейшее смещение налоговой нагрузки на налоги на потребление и окружающую среду. Кроме того необходимо продолжать специальные программы содействия занятости для разных групп населения и самоуправлений с особенно низкой занятостью.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !