По данным СФД, с момента подтверждения предыдущих макроэкономических прогнозов 10 февраля этого года резко ухудшилась геополитическая ситуация из-за вторжения России в Украину 24 февраля.
В целом одобрены макроэкономические показатели чрезвычайного Сценария санкций, разработанного Минфином на 2022-2025 годы. Сценарий подготовлен в уникальной исторической ситуации, которая непредсказуема и ее развитию мешают несколько рисков. СФД признает, что помимо самого существенного – дальнейшей военной эскалации – существует ряд негативных экономических рисков, возникновение которых может ухудшить экономическую ситуацию.
Риск дисбаланса
Совет в качестве наиболее существенных из них называет риск дисбаланса. А именно, цены на энергоресурсы, особенно на газ и нефть, продолжат расти, при этом также будут расти цены на продовольствие и промышленное сырье, однако определить пик инфляции в настоящее время не представляется возможным. Совокупный эффект санкций негативно повлияет на население Латвии, особенно малообеспеченное, а также на латвийские компании, чей бизнес связан с экспортом и импортом из России, Беларуси и Украины, что может привести к банкротствам предприятий. Ожидается снижение объемов частных инвестиций и частного потребления. В свою очередь, высокая инфляция, вероятно, приведет к повышению ставок по кредитам, что сократит корпоративное кредитование, которое и без того находится на низком уровне.
В качестве секторальных рисков, которые могут негативно повлиять на развитие экономики, СФД называет влияние негативных изменений на большую часть отрасли экономики, включая производство, сельское хозяйство и услуги. Больше всего пострадают производственные предприятия, использующие материалы, которые импортируются из России, такие как металлы (железо и сталь) и дерево. Рост цен на удобрения и возможные перебои с поставками повлияют на сельскохозяйственный сектор как на глобальном, так и на местном уровне. В целом это приведет к значительному росту цен на продовольствие по мере роста цен на топливо.
В связи с повышением цен на энергию пострадают энергоемкие латвийские предприятия. В результате санкций пострадают латвийский транспортный сектор и индустрия туризма. Можно ожидать быстрых структурных изменений на рынке труда из-за возможности корпоративных банкротств или сокращения производства.
Необходимо будет оказать помощь
FDP ссылается на ожидаемый быстрый спрос на меры государственной помощи, который может быть выше уровня кризиса Covid-19, как на потенциальные фискальные риски. Значительное увеличение расходов на оборону также увеличит нагрузку на фискальный баланс. Как подчеркивает Совет, кризис Covid-19 уже привел к увеличению государственного долга и бюджетного дефицита, но влияние нового кризиса может быть еще больше. Поэтому в настоящее время невозможно предсказать, сможет ли правительство вернуться к устойчивой налогово-бюджетной политике. Существует высокая вероятность того, что необходимо будет оказывать поддержку домохозяйствам, подверженным риску бедности, а это вызовет еще одну волну роста госдолга и фискального дефицита.
Нужно подготовить и пессимистичный сценарий
"Совет неоднократно предупреждал, что чрезмерное увеличение государственного долга нежелательно, поскольку важно оставить подушку безопасности на случай возможного будущего кризиса. К сожалению, мы вошли в санкционный кризис из кризиса Covid-19 совершенно без перерыва, когда фискальная дисциплина не будет стоять на первом месте. В этой мрачной ситуации положительной новостью является то, что финансовые показатели Латвии относительно хороши по сравнению с другими странами Европейского Союза. Это дает надежду на то, что Латвия также сможет успешно преодолеть этот кризис", — заявила председатель СФД Инна Штейнбука.
Сценарий макроэкономического развития, предложенный Минфином, может реализоваться при благоприятном развитии ситуации, однако пессимистичные варианты развития событий весьма вероятны. Поэтому, работая над Программой стабильности на 2022-2025 годы, СФД призывает Минфин разработать пессимистичный сценарий, а также проанализировать последствия в случае перебоев с поставками российской нефти и газа.
На данный момент существует большая неопределенность в отношении того, как и в какой степени экономика сможет справиться с кризисом. Как показал недавний опыт кризиса Covid-19, примерно за год экономика смогла приспособиться к ограничениям, меры государственной помощи оказались эффективными, а возвращение к росту произошло быстрее, чем первоначально ожидалось, напоминает СФД.
В нынешней ситуации совет намерен продолжить мониторинг экономики, начатый при кризисе коронавируса, чтобы иметь возможность своевременно выявлять острые экономические и фискальные риски, рекомендуя долгосрочные фискальные решения.
Макроэкономические прогнозы, разработанные Минфином, используются в качестве основы для разработки Программы стабильности Латвии на 2022-2025 годы, которую планируется представить Кабмину в апреле 2022 года.