Министр экономики Илзе Индриксоне отмечает, что важно оценить, необходима ли инфраструктура соответствующих компаний для экономики Латвии, и может ли она быть сохранена.
В письме Минэкономики упоминается, что фирма SIA Ventamonjaks, реальным бенефициаром которой является находящийся под санкциями российский бизнесмен Дмитрий Мазепин, имеет уникальную инфраструктуру — крупнейший на побережье Балтийского моря экспортно-импортный терминал жидкого аммиака. Таким образом, созданная в Латвии инфраструктура для перевалки и хранения минеральных удобрений важна и за пределами страны.
"Учитывая, что в Латвии такая инфраструктура уже есть, останавливать терминал Ventamonjaks было бы неэкономично", — отмечают в Минэкоконмики.
В письме поясняется, что вывоз с терминала технологического сжиженного аммиака означает закрытие терминала в Вентспилсе навсегда - для его запуска потребуется не менее года и большие капитальные вложения.
В письме также говорится, что практика Литвы, Хорватии, Польши и Румынии показывает, что можно создать правовую базу, чтобы компания, находящаяся под санкциями, могла продолжать свою деятельность, не нарушая санкции.
"Министерство считает, что сотрудничество между Ventamonjaks и Lifosa (литовский производитель фосфорных удобрений, непрямым владельцем которого является находящийся под санкциями российский олигарх Андрей Мельниченко) будет иметь явные преимущества, в том числе - сокращение дефицита минеральных удобрений в странах Балтии, что снизит их цену в регионе и потенциально может снизить цены на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Это соответствует позиции ЕС по предотвращению применения мер, которые могут привести к нехватке продовольствия во всем мире", — полагают в Минэкономики.
В письме отмечается, что до сих пор деятельность упомянутых подсанкционных компаний в значительной степени была связана с доставкой грузов из России, но теперь компании готовы переориентироваться. Например, литовская Lifosa "хочет покупать аммиак не российского происхождения, а из Тринидада и Тобаго и также из США".
"Принимая во внимание вызовы в отрасли минеральных удобрений и ожидаемый следующий сезон, который пока не приносит хороших новостей, важно понимать, сможем ли мы реорганизовать существующую инфраструктуру", — задается вопросом Индриксоне.
Министр отметила, что конфискация активов компании является одним из вариантов, при этом, по всей видимости, в письме Минэкономики защита бизнеса миллиардеров не упоминается.