Foto: Shutterstock
Спад в латвийской промышленности может продолжаться до середины этого года, но к концу года промышленность снова будет в плюсе, считают опрошенные агентством ЛЕТА банковские аналитики.

Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш констатирует, что 2023 год в латвийской промышленности начался с падения объемов производства, и в целом этот год в промышленности наверняка будет непростым. По данным Центрального статистического управления, в январе текущего года по сравнению с январем 2022 года объемы производства в обрабатывающей промышленности снизились на 6,1%.

Хотя производство электроэнергии выросло более чем на 70% из-за январских наводнений, более теплая погода и спад в обрабатывающей промышленности привели к сокращению производства в энергетическом секторе, при этом в промышленности в целом объемы сократились на 9,8%. По прогнозам Аболиньша, спад в латвийской промышленности может продолжаться до середины этого года.

Снижение объемов производства в январе не стало неожиданностью, признает Аболиньш. Одним из факторов является высокая стоимость энергии, но спад в промышленности наблюдается и в других странах. Высокий мировой спрос на товары, вызванный пандемией Covid-19, снизился, сфера услуг снова может функционировать, а высокая инфляция подрывает покупательную способность потребителей.

В результате склады относительно заполнены, а новых промышленных заказов в Латвии, как и в мире в целом, стало меньше, говорит Аболиньш. В Литве и Эстонии ситуация схожая - в Литве объемы производства в промышленности в январе сократились на 12%, а в Эстонии в декабре прошлого года производство сократилось на 11,5% по сравнению с концом 2021 года.

В январе в Латвии снижение объемов производства наблюдается в большинстве отраслей. По сравнению с январем 2022 года производство строительных материалов в Латвии сократилось почти на 22%, производство готовых металлических изделий - на 14,2%, производство химикатов - на 31,6%, производство изделий из дерева - на 4,7%. При этом производство продуктов питания осталось на уровне прошлого года, а производство компьютерного и оптического оборудования (+43,4%) и электрооборудования (+11,3%) увеличилось.

Аболиньш обращает внимание на то, что экономическая ситуация в Европе по-прежнему тяжелая, рост процентных ставок стремительно охлаждает рынок жилья, и, например, важная для латвийских производителей шведская экономика в настоящее время демонстрирует значительные признаки замедления. Однако Европе удалось избежать худших сценариев энергетического кризиса, и перспективы на 2023 год сейчас лучше, чем осенью 2022 года.

В то же время опережающие индикаторы в промышленности, такие как глобальные экспортные заказы, показывают, что в первой половине 2023 года спрос в обрабатывающей промышленности останется слабым, а объемы производства в Латвии могут снизиться на 2-4% за год в целом, прогнозирует Аболиньш.

Но экономист отмечает, что есть и хорошие новости. Официальные индикаторы настроений производителей в феврале показывают очень быструю активизацию в Китае, где ожидается восстановление экономики после снятия антиковидных ограничений. В результате новые экспортные заказы в промышленности в мире стабилизируются, а настроение производителей в Латвии больше не ухудшается. Это заставляет думать, что ситуация в латвийской промышленности начнет улучшаться во второй половине этого года, и к концу года промышленность Латвии снова будет в плюсе.

Экономист Luminor Bank Петерис Страутиньш признает, что промышленные данные за январь печальны, хотя реальная картина не так плоха, как кажется на первый взгляд. По словам Страутиньша, первым облегчением стало то, что обрабатывающая промышленность сократилась "всего" на 6,1%. Тот факт, что энергопотребление уменьшилось на 20,8%, особого беспокойства не вызывает - возможно, это связано с таким факторами, как теплая зима, экономия, утепление жилья. Или вместо того, чтобы производить дорогую электроэнергию на импортном газе, мы импортировали чуть более дешевую электроэнергию из соседних стран. Ничто из вышеперечисленного не угрожает экономике Латвии, подчеркивает экономист.

Падение производства на 6,1% является самым большим годовым спадом с начала пандемии. Однако, как отмечает Страутиньш, ничего особенного в январе не произошло - по сравнению с предыдущим месяцем производство сократилось на 1%, но такие изменения были ожидаемы. Частично это могло быть обусловлено оптимизацией рабочего времени в конце года, характерной для периодов с относительно слабым спросом.

"Известно, что крупнейшая отрасль - деревообрабатывающая промышленность - переживает очень неприятный период "охлаждения" после необычайно длительного и сильного цикла роста. Деревообрабатывающее и мебельное производство, по сути неотделимое от нее, сократилось на 4,8% и 14% по сравнению с декабрем. Есть проблемы и в некоторых других отраслях, например, резко сократилось производство спирта после пандемии, что заметно влияет на данные химической промышленности", - поясняет Страутиньш.

В то же время есть отрасли, которые продолжают расти.

По мнению экономиста, нет оснований ожидать хороших результатов в первом квартале, но и того чувства беспокойства, которое было осенью, тоже уже нет. Индекс промышленных настроений очень медленно, но неуклонно улучшается с ноября. Страутиньш считает, что есть основания надеяться, что во втором квартале "затор в промышленности" завершится.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!