Foto: LETA
Полезные ископаемые в Латвии не управляются устойчиво, и это не способствует развитию народного хозяйства, следует из ревизии управления полезными ископаемыми в Латвии, проведенной Государственным контролем.

Причин такой ситуации несколько, в том числе отсутствие всеобъемлющей стратегии недропользования, отсутствие полной, качественной и своевременной информации о полезных ископаемых страны, отсутствие структурированных данных и риск-ориентированных проверок. Кроме того, акты по рекультивации участков добычи полезных ископаемых не завершены.

Член совета Госконтроля Инга Вилка отметила, что "в стране нет стратегии или видения будущего использования подземных ресурсов, вяло создается система, которая бы предоставляла полную, качественную и своевременную информацию о доступных и добываемых полезных ископаемых в стране, а имеющаяся информация не анализируется и не используется для принятия решений. Таким образом, мониторинг добычи полезных ископаемых недостаточен, в то же время на горняков возложена необоснованная административная нагрузка, наблюдается недостаточное сотрудничество государственных учреждений".

Госконтроль пришел к выводу, что без государственной политики, стратегического долгосрочного видения и при неполном контроле за добычей полезных ископаемых дальнейшее функционирование и развитие различных отраслей, например, строительства, может быть очень затруднено. Это особенно важно в настоящий момент, когда реализуется несколько крупных проектов строительства инфраструктуры общегосударственного значения и ожидается значительный рост потребности в сырье для строительных материалов.

В Латвии объем использования вторичных материалов (6% от общего потребления в 2021 году) в два раза отстает от среднего показателя Европейского союза (12%), поскольку использование вторичного сырья и сокращение добычи первичного сырья — невозобновляемые полезные ископаемые — недостаточно продвинуты в стране. Основным экономическим инструментом содействия развитию рынка переработки является налог на природные ресурсы — его задача не только в повышении ответственности производителя, но и в создании стимулов для снижения разницы затрат между первичным и вторичным сырьем за счет налогообложения добычи полезных ископаемых.

В Латвии ставки налога на природные ресурсы до сих пор не могли этого эффективно обеспечить. В то же время проверки правильности исчисления налога на природные ресурсы недостаточно эффективны, поскольку Государственная служба окружающей среды (VVD) требует от добытчиков полезных ископаемых предоставления информации, которая уже находится в распоряжении Службы государственных доходов (VID) а также проверяет уплату налога, хотя это задача VID.

Как подчеркивает Госконтроль, из-за недостаточно оцифрованной геологической информации в Латвии уже 20 лет не ведутся систематические поиски и исследования новых полезных ископаемых и других подземных ресурсов. К 2020 году планировалось оцифровать 90% данных, имеющихся в геологической информационной системе, но из-за ограниченного финансирования в настоящее время в цифровом виде доступно только 10%. Это существенно ограничивает дальнейший поиск и исследование подземных ресурсов, а новые ресурсы не выявляются в плановом порядке. Это также может негативно сказаться на планировании развития территории. Например, не включение потенциальных участков добычи полезных ископаемых в муниципальные территориальные планы может привести к тому, что эти участки или их окрестности будут застроены до добычи полезных ископаемых, что не позволит рационально использовать имеющиеся полезные ископаемые и создаст конфликтные ситуации на разных территориях.

Имеются недостатки в Реестре месторождений полезных ископаемых, который содержит сведения о месторождениях полезных ископаемых, а также в Балансе запасов. В настоящее время информация в реестр вносится вручную, что требует больших и длительных затрат ресурсов госучреждений, а также вызывает ошибки при вводе данных. В свою очередь, недостаточное сотрудничество между VVD и Latvijas Vides, ģeoloģijas un meteoroloģijas centrs (LVĢMC), а также недостатки контроля повлияли на качество Баланса запасов или сбора данных о полезных ископаемых.

Ревиденты считают, что электронная подача отчетов о добыче полезных ископаемых позволит быстрее выявлять ошибки и экономить ресурсы VVD. С другой стороны, на полноту данных о запасах в Реестре месторождений полезных ископаемых влияет тот факт, что VVD не проверило соблюдение требований некоторых нормативных актов. Например, в реестре нет актуальной информации о количестве остаточных запасов на 131 участке добычи полезных ископаемых.

В связи с недостатками методики сбора данных, по оценкам ревидентов, в балансе запасов на 2021 год отсутствуют данные о наличии полезных ископаемых строительного сырья в количестве 65,40 млн кубических метров или 16,4%, а также по остаткам торфа и сапропеля в количестве 8,87 млн ​​тонн или 10,3%.

Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (VARAM) и подведомственные ему учреждения — VVD и LVĢMC — обязаны обеспечить полную доступность информации, чтобы иметь возможность разрабатывать документы планирования качественного развития на основе данных для использования недр и целенаправленно планировать их использование в долгосрочной перспективе, а для более эффективного государственного управления деятельностью необходимо улучшить обмен информацией между этими учреждениями, заключает Госконтроль.

Недостаточное регулирование рекультивации участков добычи создает риск увеличения деградированных территорий, в том числе в случае неисполнения горняком своих обязательств по рекультивации или очистке участка после завершения добычи полезных ископаемых. Например, из 128 добытчиков полезных ископаемых проверка выявила 39 или примерно 30% ликвидированных предприятий, не рекультивировавших в общей сложности 51 месторождение. Кроме того, затраты на реабилитацию деградировавших объектов с каждым годом возрастают. Например, в 2016 году затраты на рекультивацию выявленных деградированных участков добычи торфа в Латвии составили около 14 миллионов евро, а с учетом инфляции в 2022 году, по оценкам ревидентов, эти затраты составляют уже 20 миллионов евро. Если горняк не выполнил обязательство по рекультивации участка добычи, то расходы придется взять на себя собственнику земли.

При этом Госконтроль отмечает, что большинство участков торфодобычи принадлежат государству или муниципалитетам.

В настоящее время нормативной базой не определены критерии признания добычи полезных ископаемых завершенной, также указано очень общее определение контроля за процессом рекультивации, но не определено требование создания финансового обеспечения рекультивации. Парадоксально, что момент рекультивации участка добычи фактически знает только горняк, но он не обязан информировать об этом ответственные учреждения. Кроме того, большинство горняков, в том числе муниципалитеты, своевременно не планируют средства на рекультивацию участка добычи — из включенных в выборку компаний и муниципалитетов 87% компаний и ни один муниципалитет не показали в своих ежегодных отчетах накопления на рекультивацию.

Согласно нормативной базе, рекультивацию контролируют самоуправления, но у них разное понимание надзора. В ходе ревизии было выявлено 254 участка добычи ископаемых, которые больше нельзя использовать. Эти места не были рекультивированы, в том числе на 140 участках нельзя добывать ископаемые уже более 10 лет.

Госконтроль дал VARAM, VVD и LVĢMC 13 рекомендаций после аудита. Крайний срок реализации рекомендаций — январь 2027 года.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!