Акционер АО Latvijas gāze - российская компания "Газпром" - сможет получить деньги, вырученные от продажи оператора системы распределения природного газа АО Gaso, заявил председатель правления LG Айгарс Калвитис в программе TV3 Nekā personīga.
14 апреля LG объявила, что полностью продаст Gaso эстонской компании Eesti Gaas, которой через эстонскую инвестиционную компанию Infortar владеют бизнесмены Айн Ханшмидт, Энн Пант и Калев Ярвелилл.
Для завершения сделки необходимо одобрение правительства на передачу активов национальной безопасности и разрешение органа по конкуренции.
LG получит базовое возмещение за свой капитал в размере 120 млн евро и проценты за время до завершения сделки. Ожидается, что сделка будет заключена до конца 2023 года с выполнением условий закрытия сделки. Сделка является одним из шагов стратегического плана LG по рационализации деятельности и сосредоточению на основном бизнесе - оптовой и розничной торговле газом.
Программа Nekā personīga сообщает, что "Газпром", как акционер LG, скорее всего, сможет получить вырученные от сделки деньги, поскольку этому не мешают санкции против подконтрольной Кремлю компании. То есть российская компания может продолжать получать дивиденды от своего участие в LG.
В Latvijas gāzes компания "Газпром" владеет 34%, а Itera Latvija — 16%. Фонду Marguerite Gas II.S.a.r.l. принадлежит 28,97% акций LG, а "Uniper Ruhrgas International GmbH" — 18,26%.
Владельцами Itera Latvija являются Юрис Савицкис, владеющий 34% через "Inter Energia Holding ApS", и один из самых близких к Кремлю олигархов Игорь Сечин, подконтрольная которому компания "Davonte Holding Limited" владеет 66% компании. Сечин находится под санкциями за то, что является близким союзником президента РФ Владимира Путина.
Gaso является единственным оператором системы распределения природного газа в Латвии. Компания обеспечивает безопасность сетей природного газа, техническое обслуживание и учет потребления природного газа. Gaso было создано в конце 2017 года путем отделения системы распределения Latvijas gāze в соответствии с требованиями ЕС. Согласно предварительным данным, доходы Gaso в прошлом году составили 52,46 млн евро, что на 11,3% меньше, чем в 2021 году, а убытки - 1,751 млн евро, в отличие от прибыли годом ранее.
Летом 2022 года Сейм внес поправки в Закон о национальной безопасности, которые запрещают российским и белорусским компаниям покупать компании, важные для национальной безопасности Латвии. Кроме того, россияне лишились права голоса в компаниях, через которые они имеют влияние на компании, важные для национальной безопасности, такие как Gaso. Поэтому с июня прошлого года люди из "Газпрома" и "Итеры" не могут больше принимать решение о работе LG или Gaso.
При этом Latvijas gāze - как один из трейдеров энергоресурсов - не оценивается как стратегическая компания. Продав Gaso, LG больше не будет связана ограничениями Закона о национальной безопасности на участие лиц из России и Беларуси, а люди из "Газпрома" снова смогут участвовать в собраниях акционеров.
Министр экономики Илзе Индриксоне считает, что "Газпром" не должен получать деньги за продажу Gaso.
"Говоря о санкционном механизме Евросоюза, можно применять такую систему санкций. Например, есть контроль над компанией, но деньги идут не подсанкционной компании или подсанкционному физическому лицу. С "Газпромом" сложнее, потому что санкции подходят к большому количеству разных компаний "Газпрома", дочерних компаний, а также есть некоторые компании, которые не под санкциями... С точки зрения национальной безопасности, я думаю, нам надо понять, что все, что связано с энергетикой, является инфраструктурой, важной для национальной безопасности", — отметил глава МИД Эдгар Ринкевич.
"Газпром" включен в два списка Минфина США — один ограничивает сотрудничество в проектах по добыче нефти в Арктике, а другой запрещает выдачу кредитов и участие в сделках с участием ЦБ России, Фонда благосостояния РФ, а также Минфина. Санкции ЕС сейчас не предусматривают прямо применимых ограничительных мер в отношении "Газпрома".
Это же подчеркнул и Калвитис. Он заявил, что в настоящее время нет никаких ограничений, которые помешали бы акционеру его компании "Газпрому" получить деньги от продажи Gaso. Тогда как ясности с Itera Latvija пока нет.
"На данный момент "Газпром" не находится под санкциями. По крайней мере, у нас нет такой информации. В настоящее время санкционный режим не запрещает выплачивать "Газпрому" деньги, как и дивиденды", - сказал Калвитис.
На вопрос, будут ли у "Итеры" такие же возможности для получения денег, Калвитис ответил: "Возможно, эти вопросы должны задаваться надзорным учреждениям... Этот вопрос, скорее всего, регулируется Банком Латвии или бывшей Комиссией по надзору за рынком финансов и капитала. Мы с ними на связи, они проводят и изучают эти сделки, и они дадут разрешение на платежи".
Калвитис подтвердил, что литовский терминал сжиженного газа в Клайпеде отказался подписывать договор с LG, поскольку в состав латвийского акционерного общества входят компании, подконтрольные Кремлю.
"У нас есть возможность покупать газ на вторичном рынке. У нас нет прямого договора с Клайпедой, но есть прямой договор с Inko. Поэтому мы можем покупать на терминале Inko в Финляндии, и мы можем покупать газ, который поступает в Клайпеду, на вторичном рынке", - сообщил Калвитис.
На вопрос, заинтересован ли "Газпром" в том, чтобы остаться на латвийском рынке, Калвитис ответил уклончиво: "Первый шаг — решить вопрос с Gaso. Не каждый из наших акционеров имеет стратегический интерес быть торговой компанией. Я ожидаю каких-то изменений в будущем, но продлятся ли они год или два, мне трудно оценить".