Delfi foto misc. - 81962
Fоtо: Pixabay

Латвийская экономика, которая зимой положительно удивила аналитиков, во втором квартале года ослабла, не выдержав давления, которое создают и дороговизна жизни, и повышение процентных ставок, и слабые экспортные рынки, полагает главный экономист Swedbank в Латвии Лива Зоргенфрейя.

Быстрая оценка Центрального статистического управления (ЦСУ) свидетельствует, что внутренний валовой продукт (ВВП) в сравнимых ценах во втором квартале сократился на сезонно скорректированные 0.6% в сравнении с предыдущим кварталом.

По отношению ко второму кварталу прошлого года зарегистрирован спад в размере 0.5% по календарно выровненным данным и 0.9% по не выровненным данным. Отличие объясняется тем, что в этом году во втором квартале было на один рабочий день меньше, чем в прошлом. Статистики в быстрой оценке предположили, что влияние "хоккейного выходного" было таким же, как влияние "обычных" праздничных дней, поэтому нехватка одного рабочего дня означала уменьшение произведенного экономикой объема на 0.4 процентных пункта, отмечает главный экономист Swedbank.

По словам Ливы Зоргенфрейи, на спад ВВП во втором квартале повлияло существенное уменьшение объемов в производственных отраслях – спад на 4% по отношению к прошлому году. Данные за апрель и май уже свидетельствовали, что в обрабатывающей промышленности продолжался спад. К тому же показатели настроения предприятий позволяли думать, что ситуация в отрасли в ближайшее время не улучшится. Обрабатывающая промышленность тесно связана с экспортом, и объем экспортированных товаров во втором квартале также, скорее всего, испытал спад как по отношению к прошлому году, так и по отношению к предыдущему кварталу.

"Строительство в начале года показало фантастически хорошие результаты, и поэтому в первом квартале давно не наблюдавшийся резкий темп прироста был зарегистрирован и в области инвестиций. В свою очередь, данные по ВВП за второй квартал года свидетельствуют, что, скорее всего, в строительстве уже такого стремительного подъема не было, однако вклад этой отрасли, вероятнее всего, был положительным.

В сферах услуг зарегистрирован прирост в размере 0.6%. Нельзя его оценивать как стремительное развитие, к тому же, скорее всего, имеются существенные отличия по отраслям. В транспортной отрасли, скорее всего, был спад по отношению к соответствующему периоду 2022 года, поскольку объемы переваленных в портах и перевозимых по железной дороге грузов продолжали снижаться, а наблюдаемый прирост пассажиров воздушного транспорта менее стремительный, чем ранее", - говорит экономист.

Розничная торговля по отношению к прошлому году показала спад в размере 2.7%, а другие сферы услуг (например, расселение, общепит, искусство и развлечение), возможно, показали прирост.

"Данные расчетов по картам позволяют думать, что общее потребление могло держаться примерно на уровне прошлого года или упало чуть ниже него. Хорошая новость для потребления в последующих кварталах в том, что данные Swedbank свидетельствуют о возобновлении прироста реальной зарплаты – в июне после более чем годичного перерыва зарплаты в экономике вновь росли быстрее, чем уровень цен. Это означает, что покупательная способность медленно начинает возвращаться", - заявляет эксперт.

По ее словам, в экономике еврозоны четко видно торможение. Например, в Германии, которая является столь важным для нас торговым партнером, после спада в течение двух кварталов экономика во втором квартале этого года стагнировала. Настроение предпринимателей в Европе довольно пессимистичное; к тому же входящие данные в последнее время существенно хуже, чем прогнозировалось. Дело тут в военном фоне, общей неясности и дороговизне жизни, к тому же и политика ЕЦБ ограничивает развитие.

"Европейский центральный банк продолжил поднимать ставки и на июльском собрании, в результате чего столько высокие ставки в еврозоне в последний раз были 22 года назад. Это означает, что монетарная политика все больше ограничивает спрос в экономике и способность народного хозяйства расти. Позитивно то, что инфляция из-за глобальных цен резко уменьшается.

Однако базовая инфляция, которая исключает колеблющиеся цены на энергоносители и продовольствие, упрямо держится очень высокой, и, к сожалению, именно тенденции базовой инфляции будут определять то, удастся ли ЕЦБ вернуть инфляцию к отметке в 2% в среднесрочной перспективе. Swedbank прогнозирует, что ставки выше, скорее всего, не поднимутся, однако они останутся на этом высоком уровне несколько кварталов, продолжив сдерживать спрос в экономике с целью направлять базовую инфляцию вниз", - добавляет Зоргенфрейя.

Данные ВВП не требуют вводить существенных коррекций в апрельскую оценку Swedbank, в соответствии с которой прогнозируется прирост ВВП в Латвии в этом году в размере 0.6%.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !