Председатель правления Латвийского союза торговцев (LaTS) Раймонд Окманис, говорит, что наценки в размере около 100% встречаются крайне редко. Это, по словам Окманиса, возможно, в непродовольственном сегменте, где товары покупаются большими упаковками, а продаются поштучно, например, шурупы.
Он также отмечает, что компания строго контролирует наценку на продовольственные товары во всех товарных группах, поскольку для того, чтобы клиент купил товар и пришел в магазин LaTS, цена на него должна соответствовать рыночной ситуации. В противном случае магазин становится неконкурентоспособным.
По его словам, наценки на важные для общества продуктов питания контролируются особенно. Например, на хлеб она составляет около 20%, на молоко и молочные продукты - от 15 до 25%, а на свежее мясо - около 30%.
Между тем, на фрукты и овощи наценка магазина составляет около 25-30%, а на непродовольственные товары - более 30%. Окманис объясняет, что наценка на непродовольственные товары такая, потому что LaTS - это в первую очередь продуктовый магазин, остальное - это дополнительный ассортимент.
Окманис указывает, что некоторые супермаркеты предлагают акционные товары по очень хорошей цене, но если товара нет на полке, покупатель, как правило, выбирает аналогичный, который продается не по акции и стоит дороже. "Поэтому я бы настоятельно рекомендовал изучать ценовые предложения в магазинах в целом, а не просто следить за акциями", - отмечает Окманис.
Магазин работает с товарами, который поставляет оптовик. Исключение - товары, которые компания сама импортирует от производителя. Наценка основывается на цене, установленной производителем.
"Если меняется закупочная цена, то меняется и цена на полке", - говорит менеджер сети, добавляя, что если покупатель вдруг видит в магазине очень большое повышение цены, это означает, что старые запасы закончились и поставщик поднял закупочную цену.
"Владелец магазина не будет повышать цену вне рамок, которые установлены на рынке". Наценки в сети LaTS не меняются", - говорит Окманис.
В то же время он допускает, что создаваемое у покупателей впечатление, что товары становятся очень дорогими, может быть маркетинговой уловкой некоторых сетевых магазинов - цена на группу товаров завышается, а затем, во время акции, эта цена резко снижается, например, на 30-40%.
Черный PR?
Между тем, руководитель отдела маркетинга и общественных отношений Rimi Latvia Кристине Циемите отмечает, что дискуссии о ценах на продукты питания и наценках должны еще раз напомнить нам, что цены на продукты питания формируются и зависят от всей цепочки поставок - фермера, который выращивает продукцию, производителя, который перерабатывает ее и поставляет торговцу, и торговца, который перераспределяет ее в магазины и доставляет покупателям.
"Часто все этапы не рассматриваются должным образом, а обсуждения иногда сводятся к односторонней клеветнической кампании против торговцев", - говорит Циемите.
Она добавляет, что у каждого продукта и категории своя роль и ситуация, что также определяет стратегию продвижения на рынке. "Поэтому непонятно, почему в публичной сфере культивируется миф о 300% наценке, которую ставят торговцы продуктами питания. Это вырванное из контекста утверждение и не соответствует действительности", - говорит она.
Циемите отмечает, что большую часть цены продукта составляет стоимость самого продукта или цена, по которой Rimi покупает продукт у производителя или поставщика. Она также отмечает, что особое внимание уделяется наиболее чувствительным к цене группам свежих продуктов питания, где наценка даже отрицательная, то есть товары продаются ниже себестоимости.
"Это относится и к местной продукции", - говорит Циемите, отмечая, что, например, в категории повседневных продуктов - молоко, кислое молоко, сливки и др. - почти все продукты в сети Rimi местного производства и с минимальной наценкой. Например, в ассортименте есть молоко с наценкой минус 0,8%, кефир с наценкой 10% и шоколадные сырочки с наценкой минус 2%.
С хлебом ситуация похожая. Например, на полках Rimi можно найти нарезанный белый хлеб с маржой прибыли минус 13%, курицу с маржой прибыли минус 5%, масло, яйца и сыр с маржой прибыли от 4% до 7%, а также помидоры с маржой прибыли 4-7% .
В то же время Циемите указывает, что наряду с товарами повседневного спроса, где маржа прибыли торговца низкая, есть группы товаров, которые не так чувствительны к цене, например, некоторые эксклюзивные сыры, миндальное молоко или непродовольственные товары. "Но конкуренция в розничной торговле настолько жесткая, что нам приходится тщательно взвешивать потенциальную маржу на каждый товар", - отмечает представитель компании.
Циемите отмечает, что розничная торговля - это сектор с высоким оборотом, но относительно низкой рентабельностью, например, чистая прибыль Rimi в прошлом году составила всего 2,7%. В предыдущие три года она также составляла 3,2%-3,6%. В других секторах, включая производителей, коэффициент рентабельности значительно выше.
Коммерческая тайна
Коммерческий директор SIA Elvi Latvija Лайла Вартукаптейне говорит, что установленная торговцем наценка на продукты всегда является "горячей картошкой" в общественных дискуссиях, на которой публика любит всячески спекулировать , и в какой-то степени обстоятельства благоприятствуют таким спекуляциям - размер наценки является коммерческой тайной, и многие люди не понимают, как формируется цена на полке, списывая все включенные в нее расходы на жадность и стремление к прибыли торговцев.
По словам Вартукаптейне, мало кто понимает, что цена товара в магазине включает, например, налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 21% для большинства товаров, для некоторых товаров - акцизный налог, который зависит от вида товара, а также расходы на логистику, коммунальные услуги магазина, зарплаты персонала, плату за обслуживание кассового аппарата и другие статьи, связанные с торговлей.
По словам представителя Elvi, наценки на товары - это экономически оправданные затраты. Ошибочно считать, что это просто прихоть магазина и что наценка равна прибыли магазина.
"Публичные спекуляции о безумных процентах наценки в нашей сети магазинов не соответствуют действительности", - подчеркивает Вартукаптейне.
В то же время она отмечает, что для придания ситуации большего драматизма время от времени обнародуется информация о значительной разнице в ценах между товаром у производителя и на полке магазина. Особенно ярко это наблюдается в молочном секторе: рыночная цена сырого молока без НДС часто называется ценой производителя, не учитывая перерабатывающие предприятия, которые являются реальными поставщиками этих продуктов в магазины и продают переработанную продукцию по другой цене.
"Чтобы удостовериться в истинной прибыли торговцев, можно просто сравнить публично доступную информацию в годовых отчетах - прибыль магазинов значительно ниже, чем у большинства производителей. И это очень хорошо математически иллюстрирует другую - реальную - сторону медали", - говорит представитель Elvi.
Отвечая на вопрос о наценке в магазинах Elvi, Вартукаптейне отмечает, что она варьируется в зависимости от группы товаров, например, на товары первой необходимости, которые продаются по акции - она всего несколько центов. На другие товары наценка выше, но именно предметы первой необходимости составляют основную часть потребительской корзины.
За последний год изменились покупательские привычки людей, так как в предыдущий период население Латвии жило в условиях пандемии — люди реже ходили в магазины и совершали более крупные по количеству товаров покупки. "В этом году мы снова ходим в магазины чаще, поэтому общий рост оборота в торговых точках относительно близок к инфляции", - говорит Вартукаптейне.
Введение Регулятора цен исказит конкуренцию
Отвечая на вопрос о необходимости введения Регулятора, который будет устанавливать цены на продукты, торговцы говорят, что это исказит конкуренцию.
По словам Окманиса, это может привести к тому, что некоторые продукты будут продаваться по более высокой цене, поскольку магазинам все равно придется покрывать расходы. "Скорее, здесь можно начать дискуссию о повышении роли государства в поддержке малообеспеченных жителей или о разработке политики субсидирования определенных продуктов питания или их производителей", - говорит глава LaTS.
Введение такого регулирования нельзя считать серьезным предложением, потому что тогда Латвия будет уже не свободным рынком, а регулируемой экономикой.
В свою очередь, Вартукаптейне отмечает, что это было бы инструментом плановой экономики и, по сути, означало бы изменение экономической системы. "Так как производители поставляют свои товары по разным ценам каждому торговому предприятию, такая модель привела бы к еще большей поляризации рынка в пользу тех предприятий, у которых самые дешевые закупочные цены", - считает представитель Elvi.