Пассажиропоток в авиаперевозках, хотя и увеличился по сравнению с предыдущим годом, в первом квартале этого года упал во всех трех странах Балтии и не может вернуться на допандемический уровень. Латвия выделяется среди стран Балтии стремительным спадом в железнодорожных и наземных грузовых перевозках.
Литва - единственная из стран Балтии, где можно наблюдать значительные улучшения в нескольких подотраслях транспортного сектора. Например, особенно стремительный рост с конца прошлого года зафиксирован в наземных грузоперевозках, которые вернулись к уровню 2021 года. В то же время за последний год объем железнодорожных грузов в Литве сократился на 39%, что отчасти можно объяснить санкционным режимом в отношении России и Белоруссии. Похожая ситуация и в Латвии, где в 2023 году прогнозируется исторически самый низкий объем железнодорожных грузоперевозок.
В глобальном масштабе риски в транспортно-логистическом секторе остаются высокими. Как поясняют эксперты Coface, на транспортную отрасль в настоящее время негативно влияет так называемая стагфляция, которая характеризуется инфляцией, замедлением темпов экономического роста, а также безработицей. Для транспортно-логистической отрасли это означает снижение спроса и уменьшение объема грузов. Непростой остается ситуация и в воздушном сообщении, ранее ослабленном пандемией. Таким образом, общие риски сохраняются из-за высоких затрат на энергию и вялого спроса во всем мире.
Пассажиров становится меньше
В транспортной сфере авиаперевозки - это тот сегмент, который больше всего пострадал от коронавирусного кризиса и поэтому теперь переживает самое динамичное восстановление, но в целом ситуация непростая. Например, в странах Балтии снижение общего количества пассажиров было зафиксировано как в четвертом квартале прошлого года, так и в первом квартале этого года.
Хотя количество коммерческих рейсов во всем мире увеличилось и в настоящее время превышает показатели до пандемии, заполняемость мест по-прежнему ниже. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе общее количество пассажиров в апреле 2023 года увеличилось на 171% в годовом исчислении, но все же было меньше, чем в 2019 году (-18%, если сравнивать апрель 2023 года с апрелем 2019-го).
Положительным знаком для авиационной отрасли являются новости о крупномасштабных заказах новых самолетов авиакомпаниями США и Западной Европы, что заставило улучшить оценки рисков отрасли в некоторых странах, например во Франции.
Перевозчики морских грузов зарабатывают меньше
Иная ситуация с морским транспортом. Он в последние два года развивался в основном успешно, но сейчас активность падает. Снижение фрахтовых ставок, высокие затраты на энергию и стагфляция сказываются на финансовых показателях морских перевозчиков. Например, у флагманов отрасли Maersk и CMA CGM в первом квартале 2023 года поступления снизились на 26% и 30% соответственно по сравнению с тем же периодом предыдущего года, хотя все еще значительно выше показателей первого квартала 2019 года.
Уменьшение поступлений связано в основном с ценовыми эффектами (снижением фрахтовых ставок) и в меньшей степени с уменьшением объема грузов. Так, индекс контейнерооборота в январе-апреле 2023 года снизился всего на 3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Это падение объемов частично переносится на железнодорожный и автомобильный транспорт, который используется, прежде всего, для перевозки грузов из портов.
С другой стороны, грузовые перевозки в настоящее время выигрывают от более низких затрат на энергию и топливо, чем в 2022 году, что позволяет морскому, железнодорожному и автомобильному транспорту частично компенсировать снижение объемов перевозок.
По мнению экспертов Coface, факторы, негативно влияющие на транспортную отрасль, в ближайшее время никуда не денутся. Ожидается дальнейшее замедление темпов роста по всему миру, а стагфляция сохранится в глобальной повестке дня как минимум до конца 2023 года.