В прокуратуре отмечают, что основное препятствие - трансграничное сотрудничество, которое требует времени при проведении расследований.
Микросхемы, транспорт и оборудование
Чтобы воспрепятствовать развитию технологий и военного потенциала России, Европейский союз запретил экспорт в Россию ряда товаров, в том числе микросхем или электронных интегральных схем. Этот товар попадал в Россию через Латвию - в 2021 году в Россию было экспортировано товаров этой группы на сумму более 6,5 млн. евро.
После введения санкций этот объем упал до нуля, но в то же время Латвия начала экспортировать микросхемы в Казахстан, имеющий с Россией общий таможенный союз.
По сравнению с довоенным периодом экспорт схем в Казахстан в 2022 году вырос со 100 тыс. евро до 3,6 млн евро.
"Любые такие всплески в данных требуют внимания", - говорит Эдгар Пастар, юрист, ежедневно занимающийся вопросами соблюдения санкций. "Есть некоторые экспортеры, которые по-прежнему осуществляют экспорт на законных основаниях с конечным потребителем в этих странах, но, конечно, если вдруг компания экспортировала товары в Россию, а подпадающие под российские санкции товары начинают экспортироваться в одну из стран Центральной Азии, возникают вопросы".
Другой пример - автомобили и их запчасти. Опять же, некоторые товары запрещены к экспорту в Россию. Экспорт автомобилей и запчастей к ним в Россию в прошлом году сократился вдвое - с 60 млн евро в 2021 году до 30 млн евро в этом году. Однако в прошлом году в шесть раз увеличился экспорт в Казахстан (с 1,8 млн евро до 11,1 млн евро), в 23 раза - в Армению (с 75 тыс. евро до 1,7 млн евро) и в 133 раза - в Киргизию (с 25 тыс. евро до 3,3 млн евро), с которой Латвия до сих пор имела незначительный торговый баланс. Экспорт в этой категории также увеличился в 9 раз в Турцию (с 1,2 млн евро до 11 млн евро).
Аналогичная картина наблюдается практически во всех категориях экспорта, где хотя бы часть товаров попала под санкции: падение экспорта в Россию сменяется особенно резким ростом экспорта в одну из стран Евразийского экономического сотрудничества, с которыми у России облегчены таможенные процедуры - Казахстан, Кыргызстан и Армению.
Особенно ярко это проявляется в категории "Механическое и электрическое оборудование", где экспорт в Россию в прошлом году упал на четверть, в то время как рост в эти три страны составил от 5 до 12 раз. В этом году особенно активно продолжает расти экспорт в Киргизию.
СГД: Товары, поставляемые в Центральную Азию, как правило, оседают в России
Обход санкций, в том числе вывоз запрещенных товаров в Россию через третьи страны, является уголовным преступлением. Сандра Карклина-Админе, заместитель директора Таможенного управления СГД, сообщила, что ведомство активно взаимодействует с таможенными органами стран Центральной Азии, чтобы понять, что происходит с товарами дальше.
По ее словам, если документы экспортера в порядке, то у таможни нет оснований задерживать груз: "В таких случаях мы можем отпустить товар в первых партиях, потому что у нас просто нет законных оснований [для отказа], но в то же время мы спрашиваем наших коллег в соответствующих странах и часто получаем ответы, что таких партий не поступало. Это означает, что мы немедленно прекращаем такие поставки, если они начинают поступать к нам", - сказала г-жа Админ.
С момента вторжения России на Украину СГД возбудила более 200 уголовных дел по фактам нарушения санкций.
Латвийское телевидение обратилось в прокуратуру с просьбой прокомментировать ход расследования, но никто не согласился дать интервью на камеру. Заместитель главного прокурора прокуратуры Южнолатгальского района Айя Залтане ответила на вопросы в письменном виде. В этом регионе открыта половина уголовных процессов по фактам уклонения от санкций.
Она сообщила: "Около 20% уголовных дел возбуждается в связи с тем, что предприниматели пытаются "якобы" продать товар в других третьих странах (чаще всего в Армении, Казахстане), но во время пограничного контроля получают информацию, которая свидетельствует о том, что товар впоследствии может быть доставлен на санкционную территорию", - сказала представитель прокуратуры.