Цены на более дешевые товары выросли в процентном отношении больше, чем цены на дорогие товары. В итоге домохозяйства с низкими доходами, которые обычно покупают более дешевые товары, столкнулись с более высокой инфляцией цен на продукты питания, чем богатые домохозяйства, пишут экономисты Данс Штаерманс и Борис Силиверстов из Банк Латвии на сайте Makrokenomika.lv.
Экономисты напоминают нам, что в 2022 и 2023 годах цены во многих частях мира за многие годы росли беспрецедентными темпами. Однако существовали заметные различия между различными товарами и услугами, а также между странами. В Европейском Союзе (ЕС) страны Балтии, включая Латвию, столкнулись с одним из самых высоких уровней инфляции.
В Латвии, как и в большинстве других стран-членов ЕС, основные показатели инфляции во многом определялись ростом цен на энергоносители и продукты питания, однако разные домохозяйства могут испытывать инфляцию по-разному. Среднее значение инфляции, рассчитанное статистиками в стране или в ЕС, является полезным индикатором изменений в экономике, но потребление и необходимые расходы каждого домохозяйства различны.
Проживающая в Латвии семья с двумя детьми, которая тратит большую часть своего дохода на основные нужды, такие как отопление, электричество и продукты питания, то есть семья с низким доходом, пострадала от повышения цен гораздо сильнее, чем, например, преуспевающая пара трудоспособного возраста, живущая в Мадриде, пишут экономисты. Даже если эта пара живет в большей квартире и в целом платит больше за электричество и еду, эти расходы, скорее всего, составят меньшую часть их бюджета, и любое увеличение таких расходов менее заметно. Они могут сократить свои расходы, перейдя с дорогих брендов на обычные, а также могут сохранить прежнее потребление, используя свои сбережения – это свобода, которая вряд ли возможна для малообеспеченной семьи.
Экономисты отмечают, что важно измерять инфляционный разрыв между богатыми и бедными, поскольку это позволяет лучше понять социальное неравенство и разработать механизмы адресной поддержки.
Анализ Европейского центрального банка (ЕЦБ) показал, что в сентябре 2022 года фактическая годовая инфляция для квинтиля с самым низким доходом превысила уровень квинтиля с самым высоким доходом примерно на два процентных пункта, то есть темпы роста цен для людей с самыми низкими доходами. был в среднем на два процентных пункта выше, чем у людей с самым высоким доходом. Эта разница была самой большой с 2006 года, в отличие от почти нулевой разницы, наблюдавшейся в период низкой инфляции 2010-х годов. Увеличение спреда было обусловлено, главным образом, ценами на энергоносители и продукты питания.
Экономисты Банка Латвии отмечают, что во время пандемии в Латвии значительно увеличился онлайн-шопинг. В целях мониторинга и исследований в 2021 году Банк Латвии начал собирать данные о ценах двух крупнейших розничных продавцов продуктов питания, используя их электронные магазины. Эти данные не показывают, что все покупают, но показывают ежедневные изменения цен на многие продукты. Каждый месяц экономисты фокусировались на верхних 10% и нижних 10% цен в каждой категории. В качестве отправной точки экономисты использовали первый месяц, за который были доступны данные, — март 2021 года.
В исследовании экономисты пришли к выводу, что в 2022 году как дешевые, так и дорогие товары постепенно стали значительно дороже, при этом цены выросли как минимум на 30% по сравнению с базовой ценой. Пик цен на дешевые товары пришелся на март 2023 года, а на дорогие — в январе того же года. Был также сделан вывод, что первоначальные цены имеют значение в контексте инфляции. К марту 2023 года самые дорогие цены выросли на 33%, а самые дешевые — на 53%, то есть разница в 20 процентных пунктов. После этого пика цены на более дешевые продукты начали падать, в то время как цены на более дорогие в целом остались прежними. Таким образом, в марте 2023 года был достигнут пик по самым дешевым товарам.
Экономисты объясняют, что одной из причин может быть то, что у людей, покупающих дорогие товары, появляется больше альтернатив. Если их любимая дорогая вещь становится слишком дорогой, они могут переключиться на что-то более дешевое. С другой стороны, у тех, кто и так покупает самое дешевое, нет выбора. Это означает, что магазины могут более уверенно повышать цены на более дешевые товары, зная, что спрос на них сохранится. Другая причина может быть связана с размером прибыли. Если магазины имеют более высокую прибыль от продажи дорогих товаров, им не нужно так сильно поднимать цены, чтобы поддерживать прибыль в абсолютном выражении при росте затрат.
Экономисты подчеркивают, что такое объяснение, однако, вынудит ритейлеров пожертвовать частью своей относительной прибыли (маржи), чего, конечно, нельзя исключать, учитывая высокую инфляцию и значительную ценовую конкуренцию между супермаркетами. Также этой теорией можно объяснить, почему цены на дорогие товары не снизились – теперь ритейлеры, вероятно, пытаются вернуть утраченную тогда маржу.
Экономисты Банка Латвии утверждают, что они выдвинули некоторые предположения, чтобы сравнить, как инфляция может повлиять на домохозяйства с разным уровнем доходов. Это включает в себя предположение, что домохозяйства с большим количеством денег покупают более дорогие альтернативы всем продуктам, таким как вино, масло и молоко, тогда как на самом деле богатая семья может покупать обычное молоко или, возможно, обходиться без него. Более того, экономисты предположили, что каждая категория играет равную роль в расходах на продукты питания, но это, скорее всего, не так.
Однако они не учитывают, что люди могут переключиться на более дешевые товары, если их привычный выбор станет слишком дорогим. Однако целью исследования было сравнение средней семьи с низким и высоким доходом, поэтому возможные различия были намеренно сглажены. Экономисты позаботились о том, чтобы результаты исследования не определялись одной-двумя категориями с огромными различиями в инфляции. Возможность перейти на более дешевую продукцию есть только у тех, кто изначально не покупает самую дешевую продукцию, то есть у богатых. Таким образом, это может только увеличить разрыв в фактической инфляции.
Эксперты отмечают, что цены на продукты питания могут расти быстрее для тех, кто зарабатывает меньше, чем для тех, кто зарабатывает больше. Поскольку менее благополучные домохозяйства тратят большую часть своих доходов на продукты питания, они ощущают влияние инфляции дважды – и через распределение расходов, и через цены. Экономисты пишут, что официальные показатели инфляции могут маскировать важные различия в структуре расходов и изменениях стоимости жизни, с которыми сталкиваются домохозяйства с разными уровнями доходов, особенно в периоды высокой инфляции.