Пилдегович и North Star LTD подали иск в ICSID в марте 2020 года после того, как норвежские власти арестовали рыболовное судно North Star LTD "Сенатор", которое вело промысел снежного краба в водах Шпицбергена по заранее заключенным договорам.
Истец утверждал, что своими действиями Норвегия нарушила латвийско-норвежский договор о поощрении и защите взаимных инвестиций, и требовал от Норвегии возмещения ущерба в размере 388 млн евро.
Центр по разрешению споров принял решение полностью отклонить претензии Пилдеговича и North Star LTD.
ICSID также постановил, что истец должен полностью оплатить расходы ответчика, то есть норвежского арбитражного суда. В общей сложности North Star LTD должна оплатить норвежские арбитражные расходы в размере 597 307,04 долларов США и возместить Норвегии представительские расходы в размере 809 724,07 долларов США.
В то же время в 2023 году в был зарегистрирован еще один иск против Норвегии, поданный компанией, принадлежащей Пилдеговичу, в связи с промыслом снежного краба в рыболовных угодьях Шпицбергена – Baltjūra-Serviss Ltd.
Литовская рыболовная компания Arctic Fishing также подала иск против Норвегии в международный арбитраж.
Оба дела еще находятся на рассмотрении.
Пилдегович подтвердил, что "история еще не закончена". В пятницу, 9 февраля, он свяжется со своими адвокатами и попросит отменить решение. Такая возможность предусмотрена конвенцией, на которую опирается ICSID.
Он также добавил, что сумма расходов Норвегии была рассчитана неверно и на самом деле оказалась ниже. "Пока идет процедура подачи заявления об аннулировании и его рассмотрения, все меры по возмещению затрат приостановлены", – заявил владелец North Star LTD, добавив, что весь процесс продлится около шести-девяти месяцев.
Суть конфликта
В начале января 2017 года норвежские власти арестовали рыболовное судно Senator, принадлежащее латвийской компании North Star LTD, которое вело промысел снежного краба в водах Шпицбергена по заранее заключенным договорам.
Норвегия предъявила судовладельцу претензии за нарушение правил рыболовства, которые латвийский судовладелец не признал, заявив, что промысел снежного краба в водах Шпицбергена осуществлялся в соответствии с международным договором, заключенным в Париже в 1920 году и принятым в соответствии с требованиями регламента Европейского союза (ЕС).
После инцидента Министерство иностранных дел Латвии направило ноту в посольство Норвегии с просьбой освободить судно и не вмешиваться в промысел, который ведется в соответствии с международным соглашением. Между тем, посол Норвегии в Латвии Стейнар Эгил Хаген подчеркнул, что Норвегия имеет возможность лицензировать промысел снежного краба на своем континентальном шельфе, так как ЕС и Латвия не могут выдавать такие лицензии без ведома Норвегии.
В 2019 году Верховный суд Норвегии вынес решение против Пилдеговича и владельца North Star LTD, заявив, что снежный краб является оседлым видом может считаться шельфовым ресурсом. Если бы Верховный суд Норвегии постановил, что снежный краб является мигрирующим видом, арестованное рыболовное судно Senator смогло бы возобновить промысел.
После неблагоприятного исхода дела в национальном суде в марте 2020 года Пилдеговичс и North Star LTD подали иск в ICSID, утверждая, что Норвегия нарушила латвийско-норвежский договор о поощрении и защите взаимных инвестиций.
Параллельно в марте 2023 года Верховный суд Норвегии в рамках отдельного судебного разбирательства подтвердил исключительные права Норвегии на природные ресурсы на континентальном шельфе Шпицбергена в Арктике, отклонив просьбу North Star LTD о предоставлении ей права на ловлю снежных крабов у берегов Шпицбергена.
Комментируя решение суда, Пилдегович ранее отмечал, что, как и в разбирательстве 2019 года, Норвегия проигнорировала факты, которые ей не понравились, и что Верховный суд Норвегии принял политическое решение не оспаривать позицию Норвегии в отношении толкования Договора о Шпицбергене.
Генеральный суд ЕС также отклонил иск Латвии о защите прав на рыболовство в деле о снежном крабе.
Судебные разбирательства между ICSID и национальным судом Норвегии состоялись потому, что суд ICSID решает, был ли нанесен ущерб и каков размер объективной компенсации, если ущерб был установлен, но только Верховный суд Норвегии может принять решение о толковании Договора о Шпицбергене, которое позволит North Star LTD и другим компаниям возобновить промысел в Баренцевом море.