Старший экономист Swedbank Лия Страшун сказала, что российская ответная реакция на введенные Западом санкции была ожидаемой, однако было неизвестно, когда она будет предпринята и в каких масштабах. Но торговые ограничения уже частично включены в прогнозы роста экономики, согласно которым в этом году экономика вырастет на 3%, а в будущем - на 3,5%.
"Наиболее вероятно, что эти санкции не будут последними. Очень возможно, что осенью Россия попытается на короткое время сократить поставки газа какой-либо из стран Европы, увеличив неопределенность и повысив цену газа. В этом случае негативное влияние было бы более широким в связи с высокими ценами на энергоресурсы в Европе, но вряд ли Россия прекратит поставки газа на длительное время", - сказала она.
"Для паники нет оснований. Во-первых, такие торговые ограничения не являются чем-то новым, такое уже было, например, с латвийскими шпротами и литовскими молочными продуктами. Предприятия к этому готовы и знают, как действовать. Например, находить новые рынки или пытаться обойти санкции, продавая свою продукцию в Россию через другие страны СНГ. Конечно, такое эмбарго негативно повлияет на экспорт и рост экономики Латвии, но напрямую он затронет только конкретные нишевые продукты и отрасли. Поэтому не ожидается широкого и непосредственного влияния на экономику", - сказала она.
Более чувствительными могут оказаться часть сфер сельскохозяйственной и пищевой отраслей, в основном - выпускающих продукты с коротким сроком хранения, а также - продукты, специально предназначенные для российского рынка, например, шпроты, которые не значатся в списке запрещенных для ввоза. Сюда может быть отнесен и транспортный сектор, особенно автоперевозчики, которые, похоже, уже сейчас сталкиваются с известными неудобствами при перевозке грузов через российскую границу.
"В целом товары, внесенные в российский список запрещенных к импорту, составляют около 9% от всего экспорта этих продуктов, или 5% от общего латвийского экспорта в Россию. Это только 0,5% от общего товарного экспорта Латвии, или 0,2% от ВВП. Часть этого экспорта - реэкспорт. Экспортеры могут найти новые рынки, и это же будут пытаться сделать и европейские игроки. Поэтому не нужно думать, что мы внезапно потеряли все эти 5% в торговле с Россией. Один из уроков недавнего кризиса, успешно выученных латвийскими экспортерами, - найти новые рынки можно всегда, но это требует времени и средств, для одних товаров это легче, для других труднее. С точки зрения потребителей это даже хорошо, поскольку в условиях обострения конкуренции цены продуктов, подпавших под эмбарго, наиболее вероятно, упадут", - отметила эксперт.
Она сказала, что нестабильность и опасения по поводу будущего возросли, и это, конечно, негативно повлияет на рост экспорта и экономики Латвии, но больше это затронет следующий год, поскольку значительная часть нынешнего уже прошла. "Уменьшение экспорта в Россию по крайне мере частично скомпенсирует рост спроса в других странах. Поэтому следует ожидать, что латвийская экономика продолжит расти, хотя и более медленно, и уровень безработицы продолжит снижаться", - добавила Страшун.
Эксперт по макроэкономике DNB Banka Петерис Страутиньш отметил, что имеется несколько важных категорий товаров, которые в случае полного закрытия российского рынка ожидает резкий, измеряемый в десятках процентов, спад выпуска. Сюда относятся медикаменты, белье, электрические машины и рыбные консервы.
Страутиньш добавил, что Россия, наиболее вероятно, вводит санкции таким образом, чтобы не повлиять негативно на своих потребителей, вызывая повышение цен или даже нехватку товаров. "Латвийские шпроты было бы очень трудно заместить. Их выпускают также в России и других странах, но было бы невозможно заменить латвийские в качественном и количественном отношении. С другой стороны, не нужно низко оценивать способность России вредить самой себе", - сказал он.
Для молочной и мясоперерабатывающей сфер, производства сладостей и напитков санкции были бы неприятны, но не разрушительны, но они не могли бы оказать большого влияния на переработку зерна, а также овощей и фруктов, отметил он.
Страутиньш добавил, что по прогнозам DNB banka, рост латвийского ВВП в 2014 году составит 3,5%, и сюда уже включено допущение введения санкций.
Эксперт DNB Banka отметил, что с точки зрения макроэкономики для Латвии намного важнее экспорт услуг в Россию. "Об этом нет точных данных, поскольку доли стран в платежном балансе обычно подсчитываются по адресам расчетов, что часто только формальность. По моей оценке, фактически российская доля в экспорте услуг немного ниже 40%. Они дают сумму, примерно вдвое превышающую товарный экспорт, из которого вычитается товарный реэкспорт - главным образом, крепкие напитки. В прошлом году из Латвии в Россию эти продукты были вывезены на 300 млн. евро, но местные изделия в них составляют, возможно, пару процентов", -сказал он.
Драматические сценарии сокращения латвийского ВВП на 5-10% в случае полного разрыва экономических связей связаны, в основном, именно с исчезновением экспорта услуг, и основной статьей здесь является транзит - примерно две трети от общего экспорта услуг в Россию.
Экономист отдела рыночного анализа Citadele Asset Management - предприятия группы банка Citadele - Симона Стрижевска сказала BNS, что российские санкции в отношении западной сельхозпродукции могут быть особо болезненными для отдельных латвийских производителей продовольствия и представителей сельского хозяйства, чья предпринимательская деятельность существенно зависит от торговли с Россией. Но в масштабе экономики страны негативное влияние санкций оценивается как сравнительно ограниченное, которое можно перенести.
Она добавила, что стоимость латвийской продукции, попавшей под запрет на импорт в Россию, не превышает 50 млн. евро в год, то есть - около 0,2% от ВВП.
Как сообщалось, премьер России Дмитрий Медведев объявил о подписании постановления правительства о введении эмбарго на целый ряд категорий продовольствия из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. "Во исполнение указа президента я подписал постановление правительства. Россия вводит полный запрет на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, то есть овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов", - сказал он.