Эксперт напомнил, что глобальные тенденции хотя и далеки от рынка латвийской недвижимости, но они влияют на состояние нашей экономики и потенциальных иностранных покупателей, которых могла бы заинтересовать наша недвижимость.
Отвечая на вопрос, чего ожидаете от вступивших в силу изменений по стоимости получения ВНЖ при покупке латвийской недвижимости, Марков ответил:
"Понятно, что 250 000 евро – более серьезная сумма. Тем более что многие россияне брали по два объекта: один – на себя, второй – на детей, чтобы те по достижении совершеннолетия не вышли из-под действия правил о предоставлении видов на жительство. Раньше им удавалось решить вопрос за 300 000 евро, теперь придется нацеливаться на полмиллиона. Это существенно. Конечно, сложно прогнозировать будущее при наличии такого количества неподвластных нам переменных. То, что те санкции, которые приняты в отношении России, принесут рынку недвижимости Латвии негативный эффект, – это точно. Общая деловая активность в России сейчас замерла: люди не уверены в завтрашнем дне. И несмотря на то что цены на нефть высокие, они не реинвестируют в бизнес. Не развиваются, а только увеличивают накопления. Плюс корпоративный сектор России сильно закредитован. Все это создает проблемы для экономического развития нашего восточного соседа, и покупка заграничной недвижимости перестает быть актуальной для большой массы людей. Люди станут выжидать и смотреть, что будет происходить. И нынешней осенью, будь я россиянином, который думает об инвестициях за рубеж, покупать бы поостерегся. Исключение – если бы получил какую-то супервыгодную цену. В Латвии с этим пока сложновато.
К тому же в России вводят меры по ограничению на вывоз капитала. Идет кампания по декларации второго гражданства и видов на жительство. Все это снижает волну. Однако это не значит, что наша страна неинтересна россиянам. У нас им комфортно, у нас приятный климат и развитая инфраструктура. Вот только в силу названных выше причин и ставших довольно высокими цен в рассчитанных на иностранцев сегментах покупателей будет не так много, как могло бы быть. Некоторые, понимая возможные проблемы с экономикой, станут надеяться, что появятся латвийские девелоперы, которые не выдержат и начнут скидывать цены. Хотя большинство проектов на первой линии Юрмалы финансируются за счет российского капитала, а значит, не закредитованы. В этом сегменте могут держать нужный им ценовой уровень долго. В то же время на курорте должна произойти серьезная дифференциация цен. То, что располагается в Юрмале за железной дорогой, не может стоить 3 000 евро за кв. м, ему красная цена 1 500-1 800 евро за кв. м.".
Марков также дал свой прогноз о возможных изменениях на рынке недвижимости Латвии.
"Не верю, что кризис быстро рассосется. Американцы занимают достаточно агрессивную позицию, исходя из того, что другого выхода у них нет. Евросоюз попытается потихонечку лавировать и с русскими, и с американцами. Вряд ли что-то дельное из этого выйдет. Евросоюз – аморфная с точки зрения принятия решений организация. И интересы малых стран, как показал прошлый кризис, в критических ситуациях им не учитываются. Никаких программ поддержки ни в финансовом секторе, ни в производственном, как то было во Франции, Германии или Швеции, мы так и не дождались. Была лишь кредитная поддержка политической стабильности. Те же шведские банки у себя дома и у нас поступали по-разному. У нас они свернули кредитование, а у себя на родине давали кредиты крупным девелоперам, чтобы те могли выкупать участки земли с готовыми проектами у обанкротившихся предприятий. Чтобы застройщики могли быстрее начать строить, как только рынок начнет восстанавливаться. Ведущие страны Западной Европы поддерживали инфраструктурные проекты, а не национальные библиотеки. Они финансировали те проекты, которые принесут дивиденды в долгосрочной перспективе. У нас ничего этого не было.
И если будет дальше развиваться кризис, мы должны понимать, что у нас бомба заложена в финансовом секторе. Ведь ключевую роль в Латвии занимают банки, находящиеся не в зоне евро, а в зоне кроны. И если кризисные явления коснутся их, то они спокойно девальвируют свою крону, а Латвия опять будет сидеть без кредитов. Вот такая ситуация. Хочется лучшего, но готовиться стоит к худшему. Может, жесткого кризиса и не будет, но безоблачно ничто не пройдет. У нас и без того демографическая ситуация критическая. И если снова поднимется даже маленькая волна отъездов, это создаст большую дыру", - пояснил эксперт.