"У меня вызывает опасение строительство, в котором теневая экономика находится в "топе" все последние годы. Почти все крупные строительные проекты осуществляются за деньги Евросоюза, государства или самоуправлений. Там очень много предстоит сделать, но пока я не слышала о планировании каких-либо кардинальных изменений в этом контексте. Возможно, еще идет "черная работа", и это не видно публично, но там действительно необходимо решить многое. При этом там очень большие цепные реакции", - сказала она.
Петерсоне отметила - не секрет, что в закупочных конкурсах реальную работу выполняет не генподрядчик, а привлеченные субподрядчики.
"Ни для кого не секрет, что в закупочных конкурсах побеждает генподрядчик, имеющий очень красивые баланс и другие показатели, но реальную работу затем выполняют субподрядчики. Когда я говорю с субподрядчиками, попавшими в поле нашего зрения, они показывают договоры с очень кардинальными условиями. Эти договоры составлены в интересах только генподрядчика. Когда применяются все предусмотренные договором штрафные санкции за каждое мельчайшее нарушение или ошибку, то субподрядные предприятия в конце концов не получают ничего, или почти ничего. Тогда и складывается ситуация, при которой субподрядчик не может уплатить налоги и зарплаты, начинает прибегать ко всяким выдумкам, или попадает в регистр должников по налогам. А если он значится в этом регистре, то ни в каких закупочных конкурсах участвовать не может, ему вновь приходится работать субподрядчиком. Формируется нечто похожее на заколдованный круг", - сказала она.
Петерсоне сказала, что в нормативных актах можно было бы указать известную квоту объемов выполняемых работ, но данная идея не нашла поддержки в отрасли.
"В нормативных актах можно было бы установить известную квоту. Например, если ты победил в конкурсе, то не менее 50%, или 70%, работ нужно выполнить тебе самому, и только для выполнения специфических работ можно привлекать субподрядчиков. Но эта идея до сих пор не получила поддержки в отрасли. Поэтому скажу, что министерству экономики нужно, совместно с отраслью, что-то очень быстро делать. Теневая экономика в этом секторе очень большая, и это мы видим по всем несобранным налогам, не только по налогам с зарплаты", - сказала она.