Фактическая ликвидация отрасли экспорта финансовых услуг обойдется Латвии в 592 млн евро в год, заявил в интервью Dienas Bizness бывший министр экономики страны Вячеслав Домбровский. По его мнению, это чисто политическое решение объясняется отсутствием объективного экономического анализа и комплексом неполноценности в стране в целом.
“Мы должны признать, что у нас объективный экономический анализ, реальные ответы на конкретные вопросы, очень редкий феномен. Например, на такие: есть ли эффект от политики санкций? Есть ли эффект от “выключения” отрасли финансовых услуг? Ответы на эти вопросы, практически, только политизированные“, - заявил Домбровский.
“Люди в здравом рассудке понимают, что когда пропадает целая отрасль, у этого есть последствия. Но высшие должностные лица утверждают, что отток денег из Латвии - это хорошо, - заявил Домбровский. - Но люди думают: как же так может быть? То, что нет денег - хорошо; то, что закрывают банки - хорошо; то, что увольняют людей - хорошо? Кандидат в премьеры от одной партии недавно заявил, что уход капитала из Латвии повышает нашу привлекательность и поэтому привлечет иностранные инвестиции. Кто этому верит? Ясно, что это, мягко говоря, рождает недоверие в народе”
“Я бы сказал, что мы страна с громадным комплексом неполноценности. Мы так привыкли жить по указке, что, очевидно, очень трудно начать думать своей головой и полагаться на нее. Когда приходит указание, мы выполняем его на 150%. Нет указания - ничего делать не нужно. По-моему, я констатировал факт“, - заявил Домбровский.
Как сообщалось, проблемы работавшего с нерезидентами банка ABLV Bank начались в феврале 2018 года после заявления сети Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) о планируемых санкциях против ABLV Bank за реализацию схем отмывания денег в помощь северокорейской ядерной программе и нелегальных действий в Азербайджане, России и Украине. Также FinCEN заявила, что руководство ABLV Bank до 2017 года использовало взяточничество для оказания влияния на должностных лиц в Латвии, стараясь предотвратить направленные против него правовые действия и уменьшить угрозы своим действиям высокого риска. 26 февраля на внеочередном общем собрании акционеров банк в целях защиты интересов клиентов и кредиторов и с учетом решения ЕЦБ о начале процесса ликвидации принял решение о самоликвидации.
В начале мая вступили в силу поправки к закону о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, запрещающие зарегистрированным в Латвии банкам сотрудничать с компаниями-пустышками и обслуживать их счета. Удельный вес компаний-пустышек среди клиентов банков сократился с 40% примерно до 24%. В середине июня КРФК представит данные о влиянии этих поправок на общую сумму вкладов нерезидентов в латвийских банках.
В конце апреля доля вкладов иностранных клиентов в латвийских банках уменьшилась до 30%, тогда как, например, в 2015 году она составляла 53%. Сумма привлеченных латвийскими банками иностранных вкладов в конце марта составила 5,869 млрд евро или 32,5% общего объема привлеченных латвийскими банками вкладов. За январь-март иностранцы вывели из латвийских банков вклады на 2,185 млрд евро, к концу года этот показатель может вырасти до 4,6 млрд евро.