В свежем обзоре Swedbank прогноз роста для еврозоны и США пересмотрен по нисходящей. Напротив, латвийская экономика, несмотря на ослабевший экспорт, в прошлом году показала самый стремительный рост за последние семь лет. Это позволяет прогноз роста на этот год для Латвии повысить до 3,3%.
Хотя рост по-прежнему будет очень хорошим, он замедлится относительно высот прошлого года. Рост ограничат ослабевший внешний спрос, исторически высокая загрузка производственных мощностей, растущая нехватка рабочей силы и давление расходов – факторы, которые в этом году станут заметнее. Рисков, которые могут поколебать рост и мировой, и латвийской экономики, по-прежнему предостаточно.
Мировой рост начинает буксовать
"Международные торговые обострения уменьшают мировые торговые потоки и вместе с политической неопределенностью и колебаниями финансовых рынков оказывают негативное влияние на рост мировой экономики. Похоже на то, что торговые переговоры между США и Китаем могут иметь позитивный исход, но они еще продолжаются, и тарифы на импорт ни одна из стран еще не отменила. Обострение торгового конфликта между двумя державами по-прежнему является риском. К тому же в последние дни предложение США обложить тарифами ряд товаров, которые ввозятся из Европы, по новой всколыхнуло опасения по поводу мировой торговли и роста. Для европейской экономики особенно большим риском является возможность, что США могли бы предложить ввести тарифы на произведенные в Европе автомобили", – говорит исполняющая обязанности главного экономиста Swedbank в Латвии Агнесе Буцениеце.
Ухудшение показателей обрабатывающей промышленности в большинстве развитых стран началось уже в прошлом году и продолжается и в начале нынешнего. Политическая неопределенность повлияла на настроение домохозяйств и предприятий, ограничив их желание инвестировать. Однако мощный рынок труда во многих странах способствует подъему занятости и доходов, поддерживая продолжение роста в отраслях услуг. Он двигает рост экономики и к настоящему моменту хотя бы частично компенсирует вялый результат производящих отраслей. Рост мировой экономики продолжит замедляться – с 3,6% в прошлом году до 3,2% в этом. Хотя это будет происходить немного быстрее, чем прогнозировалось в январе, все еще ожидается, что замедление будет постепенным и контролируемым.
Экономика США в прошлом году достигла самого стремительного в этом бизнес-цикле роста и в этом году замедлится с 2,9% до 2,1%. В еврозоне под влиянием слабой обрабатывающей промышленности рост составит лишь 1,2% (1,8% в прошлом году). Однако риски – на высочайшем за последние пару лет уровне, и они могут намного существеннее уменьшить темпы роста или даже привести к новой рецессии.
Центральные банки уже отреагировали на ухудшение тенденций роста, сообщив, что выждут и проявят усиленную осмотрительность при поднятии ставок. И Европейский центральный банк, и Федеральная резервная система, скорее всего, и в этом, и в следующем году выдержат паузу и придержат свою базовую процентную ставку на нынешнем уровне, тем самым поддержав рост экономики. К тому же в еврозоне будут введены дополнительные мероприятия, чтобы поддержать кредитование в банковском секторе.
Что поддерживает латвийскую экономику
В то время, когда мировая экономика начинает буксовать, экономика Латвии показывает самый стремительный рост за последние семь лет. Он в прошлом году был существенно быстрее, чем в среднем по еврозоне, и опередил темпы роста и остальных стран Балтии. Экономический рост наблюдался почти во всех отраслях, кроме финансового сектора и производства электроэнергии. Четыре крупнейшие отрасли экономики – обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт и хранение, а также сфера недвижимости – уже в прошлом году пережили небольшое торможение роста. Однако все это более чем компенсировал существенно более быстрый рост в строительстве и в сфере информации и коммуникаций.
Сильный внутренний спрос, особенно инвестиционная активность, был двигателем экономического роста. Напротив, экспорт показал более слабый результат. До этого момента, правда, в истории торможения экспорта роль засушливого лета прошлого года, которое несет ответственность за спад экспорта зерна и рапса, и более слабого реэкспорта механизмов, оборудования и напитков была больше, чем ухудшение обстоятельств внешнего спроса. Невзгоды стран еврозоны пока что затронули Латвию сравнительно немного, поскольку ее экспорт концентрируется в регионе Балтии и Северных стран, а также в России, где рост был устойчивее. Хотя открытость в эпоху протекционизма – это недостаток, Латвии помогает то, что экспорт сравнительно диверсифицированный и в плане стран, и в плане групп товаров. Большой плюс и в том, что общий экономический рост сейчас намного сбалансированнее, чем это было, например, в 2006–2008 годах.
"Хотя рост ВВП Латвии и в этом году будет довольно хорошим, он замедлится относительно высот прошлого года. Мы ожидаем, что в этом году экономика вырастет на 3,3%, а в следующем году ее рост притормозит до 2,5%. Рост ограничат ослабевший внешний спрос, исторически высокая загрузка производственных мощностей, растущая нехватка рабочей силы и давление расходов – факторы, которые в этом году станут заметнее. Вместе со значительно более медленным подъемом инвестиций из фондов Европейского союза эти факторы отобразятся в намного более умеренном приросте строительства и инвестиций, который был мощным импульсом для прошлогоднего роста. Подъем экспортных заказов остановился на высоком уровне, а это свидетельствует о том, что в экспорте надеяться на существенно лучший результат мы в этом году в действительности не можем. Хотя если это лето будет хоть немного благоприятным для фермеров, мы можем рассчитывать на улучшение результатов экспорта во второй половине года. Главной движущей силой роста станет потребление домохозяйств, чему будет способствовать сравнительно хорошее настроение домохозяйств и улучшение покупательной способности, но и оно будет расти медленнее", – говорит Буцениеце.
Как сообщалось ранее, уровень безработицы уже самый низкий за последние 10 лет, и он продолжит снижаться с 7,4%, показанных в прошлом году, до 6,7% в нынешнем. Нехватка рабочей силы будет способствовать приросту средней зарплаты брутто, которая, правда, в этом году с исчезновением эффекта подъема минимальной зарплаты будет расти немного медленнее – а именно на 7% (8,4% в 2018 году). С учетом того, что инфляция останется на уровне предыдущего года (2,5%), улучшение покупательной способности будет лишь немногим медленнее, чем в прошлом году. Рост зарплат немного опережает подъем продуктивности, создавая риски для способности предприятий приносить прибыль и их конкурентоспособности. Подъем числа занятых начинает медленно останавливаться. Его все больше будет ограничивать уже высокий уровень экономической активности населения и сокращающееся количество жителей. Небольшой лучик надежды – улучшение баланса миграции, который, правда, по-прежнему негативный. Однако в целом демографические тенденции и прогнозы довольно нерадостные. Если спад числа жителей не смогут компенсировать резкий подъем производительности труда и инвестиции, то потенциал будущего роста ухудшится.