Foto: Publicitātes foto

Рост латвийской экономики предыдущее десятилетие завершил не вполне радующим темпом. Хотя краткосрочные данные в мире в последнее время указывают на стабилизацию ситуации, прогнозы свидетельствуют, что, к сожалению, ни в мире, ни в Латвии наступившее десятилетие не начнется со стремительного экономического рывка, пишет главный экономист Swedbank в Латвии Лива Зоргенфрейя. Приводим комментарий эксперта.

Swedbank прогнозирует очень приземленный рост народного хозяйства Латвии в размере 2,2%, который в этом году, как и в 2019-м, будет опираться на частное потребление. Мы ожидаем, что рост примет силу ближе ко второй половине этого 2020, а условное восстановление роста увидим в 2021 году. Негативные риски и для мировой, и для латвийской экономики в этом году останутся высокими.

Зарплаты вырастут на 6,5%

Несмотря на то, что рост экономики в прошлом году был наполовину медленнее, чем ранее, рынок труда этот спад толком заметить не мог. По мнению предпринимателей, нехватка спроса в прошлом году стала все более ощутимым препятствием для дальнейшего развития бизнеса, однако и нехватка рабочей силы по-прежнему оставалась на высоком уровне. Нехватка рабочей силы и дальнейшая легализация "зарплат в конвертах" (например, под влиянием генерального соглашения строительной сферы) способствовала приросту зарплат, очень похожему на тот, что наблюдался в 2018 году, особенно в частном секторе. В 2020 году рост зарплат под влиянием слабого роста экономики немного притормозит, однако останется достаточно резким (6,5%).

Мы прогнозируем, что безработица, которая в прошлом году упала до близкого к исторически наименьшему, удержится примерно на отметке в 6,3%. Реальную покупательную способность улучшит более умеренная инфляция (2,4%), которой в этом году будет способствовать подъем акцизов, но притормозит ее уменьшение отдельных цен на коммунальные услуги. В целом благоприятный для работающих рынок труда, а также по-прежнему высокое и даже растущее настроение потребителей и умеренная инфляция свидетельствуют об устойчивом росте в частном секторе.

В свою очередь, в плане инвестиций в этом году мы ожидаем еще более неторопливое развитие, чем в прошлом. Наивысшая точка выделения средств структурных фондов Европейского союза, скорее всего, уже осталась в прошлом, поэтому каких-то дополнительных стимулов для инвестиций ждать не можем. На частные инвестиции будет влиять настроение предпринимателей, которое хотя в течение прошлого года и ухудшилось, все еще превышает долгосрочный средний уровень. В строительстве также не будет видно стремительных темпов прироста. Большие инвестиционные проекты, ожидаемые в связи с Rail Baltica, улучшат инвестиционные результаты в последующие годы.

Слабый рост мировой экономики отразится на латвийском экспорте

Первая очередь торгового соглашения между США и Китаем, а также повышение ясности в процессе Brexit краткосрочно улучшили картину глобальной торговли. Однако мы по-прежнему прогнозируем, что экономика стран-партнеров в этом году будут расти весьма медленно, при этом резко уменьшится рост внутреннего валового продукта как раз ближайших соседей – Литвы и Эстонии. Рост латвийского экспорта в 2020 году останется нехарактерно низким, однако с оживлением роста мировой экономики во второй половине года мы ждем более витальных результатов экспорта.

В ориентированной на экспорт обрабатывающей промышленности в конце прошлого года впервые с 2016 года мы наблюдали спад объемов. Невзгоды деревообрабатывающей промышленности, скорее всего, продолжатся и в первой половине нынешнего года и из-за слабого спроса, и из-за сокращения цен, на что в большой мере влияет распространение короеда в европейских лесах. В прошлом году промышленность опиралась на металлообработку, электронику и электрическое оборудование. Однако к концу года объемы заказов в металлообработке начали заметно сокращаться, что вызвало тревогу по поводу состояния подотрасли в нынешнем году. Хотя производство продуктов питания в 2019 году по-прежнему не радовало, данные по росту объема инвестиций в прошлом году позволяют с большим оптимизмом смотреть на возможности подотрасли завоевать экспортный рынок в будущем. Однако в целом можно прийти к выводу, что в обрабатывающей промышленности стремительных темпов роста ждать не приходится.

Прогнозируется, что экспорт услуг будет устойчивее, при этом сохранится значимый вклад бизнеса, услуг сферы IT и телекоммуникаций. В свою очередь, закат транзита и уменьшение конкурентоспособности автоперевозчиков на европейских рынках, которому способствовал Пакет мобильности, ограничат экспорт транспортных услуг. Структурные перемены в финансовом секторе не позволяют ждать прибавки в экспорте услуг этой сферы.

В целом мы прогнозируем сравнительно слабый рост в ближайших кварталах, при этом он наберет силу во второй половине года. В противовес ослабшему экспорту становящееся все более сильным частное потребление в 2020 году удержит рост в размере 2,2%. Прогнозируемое на этот год улучшение роста экспортных рынков, а также по-прежнему резкий рост реальной покупательной способности латвийского населения обеспечат подъем экономики на 2,7%.

На горизонте сохраняются значительные риски

В последние месяцы в мире вырос оптимизм, однако риски остаются значительными. К концу 2020 года они могут вновь увеличиться с учетом выборов президента США и неясности, связанной с завершением переходного периода Brexit. Начало года напомнило, что геополитические риски могут обостриться в любой момент. На переднем фронте перемен и политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), поскольку его президент Кристин Лагард в этом году поручила осуществить оценку стратегии. Резкие изменения в политике ЕЦБ увеличили бы неясность на уже и так нервозных финансовых рынках.

В Латвии тоже рисков хватает. Структурные изменения финансового сектора в долгосрочной перспективе положительно повлияют на образ Латвии в глазах инвесторов. Правда, в краткосрочной перспективе актуальным станет вопрос о том, будет ли прогресс Латвии в плане движения к большей прозрачности и эффективности контроля за отмыванием денег достаточным в глазах тех, кто его оценивает. Риск и в том, что при погружении политиков в поиски компромиссов дебаты о возможных изменениях налогообложения затянутся. Принятые в конце года удивительные поспешные решения только способствовали бы неясности и сделали бы бизнес-среду более непрогнозируемой.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!