Foto: Shutterstock
Мировое и латвийское народное хозяйство из-за вируса попало в глубокую яму. После того, как на несколько месяцев была закрыта экономика, во многих странах началась отмена ограничений, но имеются серьезные опасения по поводу того, не двигаемся ли мы слишком быстро. Составление прогнозов в кризисное время в какой-то момент становится соревнованием – "кто обещает меньше".

В майских прогнозах, однако, Swedbank не намечает самые мрачные сценарии. "Мы допускаем, что вирус удастся контролировать, и второй волны, которая синхронно "выключит" мировую экономику, не будет. Правда, мы предпочитаем быть очень осторожными в плане периода восстановления – под влиянием вируса он будет длиннее и тяжелее, чем прогнозировалось в марте. Латвийская экономика в этом году сократится на 7,5%, а рост в следующем году составит лишь 4,3% (для сравнения – ранее мы прогнозировали соответственно -5,8% и +5,8%)", - говорится в обзоре банка.

Восстановление мировой экономики – медленное, неравномерное и подверженное рискам

Макроэкономические данные за первый квартал нерадостные, но спад во втором квартале в большей части стран мира будет самым глубоким в послевоенное время. В Китае, Европе и частично в США наблюдаются положительные веяния – распространение вируса удалось обуздать за пару месяцев, поэтому ограничения потихоньку снимаются. Если в предыдущий кризис латвийскую экономику подпирал экспорт, поскольку наши торговые партнеры приходили в себя быстрее нас самих, то в этот раз надеяться на это оснований нет.

Swedbank прогнозирует, что такие гиганты еврозоны, как Италия, Франция и Испания, пострадают тяжелее, чем страны Балтии. Частично это объясняется структурой экономики и экспорта балтийских стран, частично – весьма разумной политикой мер в Балтии и быстрой реакцией правительств на угрозы вируса. В скандинавских странах спад в этом году будет меньше, чем в Балтии, однако восстановление будет очень медленным. Швеция будет развиваться подобно другим Северным странам, несмотря на менее строгие ограничения, поскольку открытая экономика пострадает из-за слабости экспортных рынков.

"Мы больше не можем полагаться на резкий рост европейского мотора – в Германии спад ВВП и медленное восстановление будут соизмеримы с темпами Латвии. Немецкая экономика страдает меньше, чем другие большие страны еврозоны. Это объясняется более успешным кризисным руководством в контексте вируса и намного большими фискальными возможностями. Однако большая открытость Германии и ее зависимость от мирового спроса в этот раз являются дополнительными препятствиями на пути восстановления. В целом в мире победное шествие вируса еще совсем не завершилось, поскольку, например, в развивающихся странах, где количество новых случаев заражения Covid-19 продолжает стремительно расти, будет намного труднее справиться с этой вспышкой, чем в богатой части мира", - отмечают эксперты банка.

Подобно тому, как во время COVID-19 не отменены другие болезни, во время кризиса не пропали и остальные риски, угрожающие росту. Например, отношения Китая и США под влиянием вируса вновь обострились, что может угрожать выполнению достигнутого в январе торгового соглашения. К тому же, сага Brexit по-прежнему продолжается, и (не)способность ЕС и Великобритании договориться повлияет и на наших экспортеров.

В Латвии восстановление затянется даже без повторного закрытия экономики

В первом квартале из-за COVID-19 и частично таких старых причин, как спад транзита, народное хозяйство Латвии уже пострадало тяжелее, чем, например, Литва. Если дальше вирус удастся контролировать без повторного всеохватного закрытия экономики, то можно надеяться, что после второго квартала еще глубже мы не опустимся. Однако это не означает, что ожидается стремительный рост. Вирус продолжит бросать тень на народное хозяйство и не позволит столь скоро вернуться к привычной жизни.

Производственные предприятия, которые в большой мере зависят от экспортных рынков, испытывают негативное влияние с известным опозданием и дна ямы достигнут в мае и июне. Предприниматели в проведенном в первой половине апреля опросе объемы экспорта в последующие месяцы оценивали как еще более низкие, чем самая глубокая точка финансового кризиса. Ситуация на крупнейшем рынке – в Европе – в этом месяце уже выглядит лучше, чем в апреле: заводы возобновляют работу, и, возможно, картина больше не столь мрачная. Однако восстановление экспортных рынков будет медленным – мы ожидаем спад экспорта в 14% в этом году, а восстановление в 2021 году – в размере лишь 6%.

В тяжело затронутых отраслях, например, в туризме, авиаперевозках и проведении мероприятий, кризис продолжится еще долго. В других сферах услуг тяжелейший этап, возможно, уже позади. Данные платежных карт Swedbank в последние недели больше не указывают на более глубокий спад в тратах населения, а если судить по тому, что наблюдается в Литве, со смягчением ограничений активность покупателей восстанавливается. К сожалению, привычная жизнь в ближайшее время не вернется почти ни в одной отрасли. Из-за прогнозируемого очень медленного и неравномерного восстановления многие предприятия, которые в этой волне атаки вируса при государственной поддержке еще удержались, скорее всего, столкнутся с неплатежеспособностью позже.

Предприятия и жители, скорее всего, сохранят осмотрительность. Она будет тормозить восстановление потребления и еще больше – инвестиций. В инвестициях есть надежда на продолжение имеющихся проектов в частном секторе и на активизацию больших проектов со стороны государства. Однако новые частные инвестиции скорее всего будут слабыми, поскольку сохранится высокая неясность, свободные средства в кризис приходится тратить, чтобы удержаться над водой, и на стадии восстановления поначалу придется возвращать возникшие в кризисное время долги. Сочетание медленного роста и высокого долгового бремени, тормозя инвестиции, истощает не только активность в настоящий момент, но и долгосрочное развитие экономики.

Рынок труда и инфляция – зеркало вялого роста

Рынок труда для соискателей работы рисуется в мрачных тонах. Безработица еще продолжит расти, высшей точки в размере 11% она достигнет в третьем квартале, после чего потихоньку будет уменьшаться. В целом уровень безработицы в этом году вырастет до 9.5%, а в 2021 году снизится до 8,5%. Опросы предпринимателей свидетельствуют, что нехватка рабочей силы больше не является существенной проблемой, и это положительная новость для тех предпринимателей, которые в кризис нашли новые возможности развития. Рынок труда становится благоприятным для работодателя, поэтому мы прогнозируем, что подъем зарплат в этом году остановится, а в следующем году зарплаты вырастут на 4.0%.

Чахлый спрос, отсутствие повышения расходов на рабочую силу и низкие цены на нефть инфляцию в этом году удержат близкой к нулю (0,1%), а в следующем году она поднимется лишь до 1,6%.

В кризисное время надо быстро учиться и сотрудничать

Правительство объявило о ряде мероприятий по поддержке, что похвально, однако их реализация заставила многих разочароваться, и объем стимулирующих мер скорее всего будет недостаточным. Сейчас для государства важно быстро реагировать на рекомендации участников экономики, исправлять имеющиеся несовершенства и учиться на ошибках, чтобы последующие мероприятия по поддержке уже были успешнее.

Надо также помнить, что мы все играем в одном команде. В экономике тесно сплетаются интересы предпринимателей, населения и государства. Ответственно соблюдая меры предосторожности по ограничению вируса и сотрудничая на пользу развития народного хозяйства, мы непременно сможем достичь намного лучшего результата для всех участников экономики.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!