По завершении первых пяти месяцев работы в правлении ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) я хочу поделиться своими мыслями о том, как развивается крупнейшее и старейшее предприятие транспортной инфраструктуры Латвии, пишет член правления LDz Вита Балоде-Андруса.
Ресурс с большим потенциалом будущего, который находится на перепутье. Однако это не то перепутье, где достаточно просто правильно повернуть, чтобы все вдруг встало на свои места. В случае железных дорог это перепутье, которое, образно говоря, находится во многих взаимосвязанных измерениях – на нас влияют геополитические решения, на нас влияет платежеспособность людей, влияют конкуренты на рынке грузовых перевозок, также решения правительства и многое другое. Тем не менее, я постараюсь выделить три наиболее важных фактора, которые актуальны для латвийской железной дороги и имеют решающее значение.
Прежде всего, необходимо осознать, что деятельность LDz зависила и зависит от грузопотока, в основном из России и Беларуси. Грузы являются основным источником дохода LDz, поэтому, если, например, восемь лет тому назад количество перевезенных грузов достигало 60 миллионов тонн, то в прошлом году было около 40 миллионо,в нo в 2020 году мы, вероятно, закончим с еще значительно меньшим объемом грузов. Таким образом, ситуация меняется. Из этой динамики грузов следуют дальнейшие решения по развитию компании. Следует осознать, что объем грузов в основном зависит от геополитических условий, а именно, хотя команда руководства LDz работает целенаправленно и продолжит работу по привлечению грузов, есть вещи и процессы, с которыми мы должны считаться как с обстоятельствами, которые нельзя изменить.
Во-вторых, LDz управляет разветвленной и обширной инфраструктурой. Это инфраструктура, требующая обслуживания и инвестиций: для обеспечения безопасности грузовых и пассажирских перевозок рельсы необходимо обновлять так же, как и дороги. До сих пор только Латвия и Литва могли содержать инфраструктуру за счет прибыли, полученной от грузовых перевозок. Все остальные европейские страны в содержание и развитие своей железнодорожной инфраструктуры вкладывают значительную часть государственного финансирования. Например, в Финляндии это составляет ежегодно около 80 тысяч евро на километр железнодорожных путей, a в Чехии более 100 тысяч евро в год. Так было до сих пор. Этим летом LDz был вынужден обратиться в правительство и Сейм с просьбой о поддержке по содержанию инфраструктуры.
В-третьих, сотрудники предприятия и стратегия развития бизнеса. LDz исторически был и остается крупным работодателем, и в настоящее время в концерне LDz занято около восьми тысяч человек. Значительное количество железнодорожников передают свои навыки из поколения в поколение. Когда я начала работать в LDz, меня тронула лояльность сотрудников к компании и унаследованная гордость за свои профессиональные навыки. Конечно, это не значит, что у нас нет проблем с эффективностью, мы должны продолжать ее оценивать и улучшать. B нашей команде отличные сотрудники, которые действительно заботятся о компании и отрасли в целом.
Продолжая работу по привлечению грузов, и, возможно, находя новые рынки сотрудничества, мы одновременно должны думать о других направлениях и навыках развития бизнеса. Например, об использовании недвижимого имущества, находящегося в распоряжении LDz, и о возможностях использования ремонтных мастерских железнодорожного транспорта. Во многом это вопрос о долгосрочных ориентирах развития компании и эффективном механизме перехода к ним.
Есть еще один важный фактор, который необходимо учитывать при планировании будущего транспортной сети Латвии. Европейский Союз определил железную дорогу как основу пассажирских и грузовых перевозок. Мировые тенденции в области устойчивого развития и защиты окружающей среды вернули эпоху железных дорог. В связи с проектом Rail Baltica, который я безоговорочно поддерживаю, мы много слышали о видении скоростного поезда, который доставит нас из Таллина в Вильнюс и еще дальше за несколько часов. Почему же в Латвии не могло бы быть удобных высокоскоростных железнодорожных линий, соединяющих Ригу с другими крупными городами, чтобы на работу или домой в любой из этих городов можно было добраться менее чем за час-полтора? У нас есть инфраструктура, в которую необходимо инвестировать, и это вполне возможно.
LDz – весомая компания, которая еще не полностью раскрыла свой потенциал развития – ресурс, который и принадлежит, и может принести пользу всем нам. Напомним, что Латвийское государство является единственным владельцем LDz и предприятие принадлежит всем жителям Латвии, а не правлению, совету или частным владельцам.