Foto: Publicitātes foto

Старость для нас обычно ассоциируется с двумя проявлениями — окончанием активной трудовой жизни, или достижением пенсионного возраста, и проблемами со здоровьем. Обе эти вещи тесно связаны, потому что здоровый и активный человек может продолжать работать даже в пенсионном возрасте, увеличивая свой доход и повышая пенсию. Тем не менее, может оказаться так, что продолжать работать окажется невозможным, и ежедневные расходы придется подчинить сумме предыдущих взносов на социальное страхование и сбережений на пенсиях 2-го и 3-го уровней.

У кого-то эта сумма выйдет на уровень сегодняшней зарплаты, но у кого-то это может быть только половина, а у кого-то — только четверть сегодняшней зарплаты. Поэтому, думая о нашей старости, было бы очень хорошо представить один месяц, который мы должны прожить на 250 евро вместо привычной тысячи.

Чем меньше будет рождаться, тем дольше придется работать

Почему столь пессимистичные прогнозы по размерам будущих пенсий? Потому что сегодняшняя пенсионная система зародилась в конце 19-го века, полагаясь на относительно большое количество работников, способных "содержать" небольшую группу пожилых людей в течение короткого пенсионного возраста. Эта система основана на солидарности общества, и сегодня эта солидарность сталкивается со все новыми испытаниями, поскольку изменились все вышеперечисленные параметры, при которых исторически создавалась пенсионная система: люди живут дольше, и потому возрастает время, проведенное на пенсии, пропорции работающих и пенсионеров изменяются не в пользу работающих.

Пенсионная система Латвии, которая за последние 25 лет стала одной из самых устойчивых и стабильных в Европе (в основном обеспечивается тремя пенсионными уровнями), также столкнется с серьезными проблемами из-за обоих этих аспектов. Во-первых, мы стареем: если в 2019 году средняя продолжительность жизни составляла 70,6 года для мужчин и 80,2 года для женщин, то через 40–50 лет эта продолжительность жизни будет, соответственно, 82,6 и 88,5 года. Следовательно, возрастает и количество лет, проведенных на пенсии — если сейчас оно составляет около 16 лет для мужчин и 20 лет для женщин, то через 40–50 лет продолжительность жизни на пенсии будет составлять 22,5 и 25,5 года соответственно. Это означает, что значительно возрастает нагрузка на работающих — если сейчас одну пенсию пенсионера обеспечивают в среднем два работника, то в будущем это придется делать одному человеку.

Во-вторых, из-за неблагоприятных демографических тенденций (низкая рождаемость и эмиграция) сокращается количество активных людей. Если несколько лет назад количество работающих в Латвии превышало 900 тысяч человек, то к 2070 году оно сократится вдвое (по прогнозу Еврокомиссии). Поэтому значительно возрастает доля пенсионеров и нагрузка на социальный бюджет, который должен продолжать содержать относительно гораздо большее количество пенсионеров при более низких социальных отчислениях. Как указали эксперты Банка Латвии, если в настоящее время приблизительный уровень пенсии по старости составляет 40% от заработной платы (если вы сейчас получаете 1000 евро брутто-зарплаты, то пенсия будет 400 евро), то в 2060 году — уже только 24% (из условной будущей брутто-зарплаты в 1000 евро получите только 240 евро). Следовательно, по мере увеличения нагрузки на пенсионную систему государству, возможно, придется вернуться к переговорам о повышении пенсионного возраста, пересмотру размера социальных отчислений и другим непопулярным темам.

Надо позволить пенсии зарабатывать

Как отмечали экономисты и эксперты пенсионной системы в ряде дискуссий по этой теме, это комплексная проблема, которую необходимо решать одновременно в нескольких направлениях. Способствуя повышению рождаемости и сокращению эмиграции, улучшая здравоохранение для более длительного пребывания на рынке труда, улучшая сектор образования, чтобы на рынке труда было как можно больше продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью. Это важные реформы, требующие политических решений и инициативы, но и финансовые рынки также могут сыграть свою роль. Работая максимально эффективно с теми деньгами, которые латвийцы накапливают на 2-м и 3-м пенсионных уровнях, потому что это деньги, которые вкладываются на финансовых рынках и возвращаются накопителю пенсий вместе с процентами от дохода.

В дополнение к этим объемным вопросам, есть некоторые важные вещи, которые не слишком сложны, но могли бы хотя бы частично компенсировать бремя увеличения нагрузки на социальный бюджет. Одна из таких вещей — возможность зарабатывать больше с пенсионным капиталом, доверенным латвийским управляющим пенсионных планов (пенсионный уровень — 2). Политики уже сделали правильный шаг, разрешив создавать такие пенсионные планы, в которых 100% средств можно инвестировать в акции. Более рискованный, но и гораздо более прибыльный вид инвестиций, который в долгосрочной перспективе определенно обеспечивает более высокую доходность. Теперь следовало бы сделать следующий шаг, помогая людям выбрать такую инвестиционную стратегию, которая позволит на протяжении всей их трудовой жизни зарабатывать как можно больше. Это означает, что в первые десятилетия работы можно инвестировать в более рискованные активы с высокой доходностью, впоследствии снижая уровень риска.

В настоящее время абсолютно все новые участники пенсионных планов второго уровня автоматически попадают в один из консервативных планов. И они остаются там, если не проявляют достаточно активности и интереса, чтобы самим изменить этот план. Однако делает это только редкий, потому что пенсия для 20-летнего — это слишком далекая и абстрактная вещь. Как в недавнем обсуждении FNA "Какой была бы идеальная пенсионная система в Латвии?" отметил Иварс Аустерс, профессор социальной психологии Латвийского университета, эту проблему можно решать с помощью так называемого автоматического выбора, где государство уже сделало соответствующий возрасту каждого человека выбор в пользу наиболее прибыльной из возможных моделей. Конечно, оставляя каждому возможность изменить вид и уровень риска своего собственного пенсионного плана в любое время, а также продолжая информировать людей о пенсиях и инвестиционных вопросах.

Нужен интерес и участие людей

Второе, на что хочется обратить внимание, — это наглядное представление о нашем уже накопленном капитале (по всем уровням пенсий) и прогнозируемых пенсиях. В настоящее время приблизительную оценку своей будущей пенсии можно получить на портале Latvija.lv, но для того, чтобы получить такое представление, должен быть интерес, мотивация подключиться к порталу и поискать соответствующий раздел. Мы бы достигли гораздо более высокого уровня общественного интереса и участия, если бы эта информация была "у нас перед глазами", например, в интернет-банке каждого. Тот факт, что я могу наглядно видеть размер своей прогнозируемой будущей пенсии, заставил бы задуматься, смогу ли я прожить, имея в четыре раза меньший доход, чем сейчас, если я буду продолжать отчислять как можно меньшие социальные взносы или не буду этого делать вообще. Это также могло бы стать большим стимулом для начала накопления пенсии на третьем уровне для тех, кто по каким-то причинам выбрал так называемые специальные налоговые режимы.

Как неоднократно отмечали как международные, так и местные эксперты, пенсионная система Латвии, действующая с 2001 года, построена правильно и устойчиво с финансовой точки зрения. Никаких кардинальных перестановок не требуется. Однако из-за демографических тенденций ситуация может стать взрывоопасной — ожидания людей относительно размера пенсий могут оказаться намного выше реального положения дел. Потому что мы рассчитываем получить как минимум половину того, что имеем сейчас. Однако для того, чтобы эта условная "половина" стала реальностью, необходимо приложить усилия, чтобы вовремя вовлечь людей и заинтересовать в формировании их будущих доходов, обеспечивая максимально возможную доходность пенсионного капитала на протяжении всей трудовой жизни и видимую, наглядную связь между нашими текущими решениями и будущей пенсией.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!