Foto: Publicitātes foto

В третьем квартале года, как и весь этот год, развитие экономики в Латвии было устойчивым. Опубликованные Центральным статистическим управлением (ЦСУ) данные свидетельствуют, что в третьем квартале нынешнего года внутренний валовой продукт (ВВП) вырос на 0,6% в сравнении с предыдущим кварталом (сезонно выровненные данные) и на 5,1% по отношению к предыдущему году (не выровненные данные). Это означает, что рост экономики все же был более мощным, чем ЦСУ оценивало месяц назад. Данные о росте экономики комментирует главный экономист латвийского подразделения Swedbank Лива Зоргенфрейя.

В третьем квартале подъем обеспечивало дальнейшее восстановление потребления, которое наконец-то превысило докризисный уровень. Помогло и сильное развитие экспорта, как всегда, основанное на росте товарного экспорта. Прирост инвестиций по отношению к прошлому году также заметный – особенно благодаря увеличению вложений в машины и оборудование, а также в интеллектуальную собственность. Предприятия, очевидно, укрепили производственные мощности, вероятно, в качестве ответа на сильный спрос.

Если смотреть по отраслям, то росту в третьем квартале относительно предыдущего года в основном способствовали торговля, финансовые услуги, обрабатывающая промышленность и здравоохранение. Наибольший позитивный вклад в торговлю внесла оптовая торговля автомобилями, меньший, но также позитивный вклад – розничная торговля автомобилями. Успехи торговли и обрабатывающей промышленности связаны со все еще очень высоким спросом на товары и в Латвии, и во всем мире. Эта глобальная волна спроса на товары также поясняет тот факт, что именно обрабатывающая промышленность и торговля стали теми отраслями частного сектора, которые как раз и были главными стимулами роста во всем 2021 года. Рост сегмента финансовых услуг в третьем квартале надо воспринимать в контексте с резким спадом в аналогичном периоде прошлого года. Кроме того, он связан с повышением доходов от комиссионных, а также с существенно более высокими доходами от торговли финансовыми инструментами. Положительный вклад услуг здравоохранения по-прежнему является прямым результатом вирусного кризиса и повышенного финансирования отрасли.

В свою очередь, сильнее всего тормозили рост строительство и сельское хозяйство. Главными причинами спада производственных объемов в строительстве были повышение расходов и уменьшение количества строительных объектов. Спад в сельском хозяйстве является прямым следствием негативного вклада подотрасли растениеводства, и это объяснимо тем, что урожай был хуже, чем в прошлом году.

Финансовые рынки и глобальные экономические наблюдатели уже "отодвинули" на второй план связанные с Covid-19 риски. Возникновение нового варианта коронавируса с таким множеством мутаций, как это произошло в случае "омикрона", было сценарием риска, однако в качестве самого актуального риска начала вырисовываться, например, затяжная высокая глобальная инфляция.

Сейчас понятно, что движение на мировых финансовых рынках и реакцию правительств стран в отношении ограничения экономик в ближайшее время будут определять новости о распространении варианта "омикрон", его опасности и эффективности вакцин против него. Если "омикрон" не только более заразен, но и вызывает столь же серьезное или более тяжелое заболевание, чем предыдущие варианты, или если эффективность вакцин существенно уменьшается, то волны новых ограничений в экономиках мира неизбежны. Это окажет влияние на экономические показатели, однако стоит помнить, что повторные ограничения все меньше сказываются на общей экономической активности, поскольку предприятия и население начинают все лучше приспосабливаться. Правда, тут очень важным будет вопрос и о том, насколько широкой будет поддержка государства в случае, если придется возобновить существенные ограничения. В предыдущие волны вируса мировая экономика на нехватку поддержки ни со стороны центральных банков, ни со стороны правительств жаловаться не могла. Однако в этот раз, особенно со стороны центральных банков имеется дилемма, поскольку на чаше весов – угроза высокой инфляции для всего мира.

И на латвийскую экономику, как и на весь остальной мир, новый подвид вируса может повлиять негативно. Если рассматривать по отраслям, конечно, вновь сильнее всего пострадают туризм, пассажирский транспорт, а также различные очные услуги. Надо помнить, что эти отрасли еще далеки от восстановления. Активность в сферах воздушного транспорта, гостиниц и турбизнеса в сентябре все еще была примерно на 40% ниже, чем до кризиса, в свою очередь, в сфере общественного питания – примерно на пятую часть ниже. Если мировой спрос на товары окажется устойчивым, скорее всего, и история "омикрона" будет о двухскоростной экономике – в производственных секторах активность сохранится, в то время как очные услуги пострадают. И наконец, надо упомянуть, что хотя "омикрон" – это плохая новость для экономики, однако нельзя его считать абсолютно новым врагом: с его "братьями" мы боремся уже почти два года, и полученный опыт поможет бороться и ограничивать и распространение "омикрона".

Swedbank прогнозирует, что в конце нынешнего и в начале следующего года из-за распространения вируса, а также из-за осложнений с цепочками поставок и прыжка цен рост латвийской экономики затормозится. Произведенный экономикой объем в 2021 году будет примерно на 4.7% больше, чем в прошлом году. И в следующем году подсчитанные цифры роста экономики составят 4,7%, однако неясность высокая, а негативные риски вокруг прогноза на следующий год увеличились.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!