По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), внутренний валовый продукт (ВВП) в 4-м квартале прошлого года вырос на 3,4% в сравнении с прошлым годом (невыровненные данные) и практически не изменился (-0,1%) по сравнению с прошлым кварталом (сезонно выровненные данные). Как Swedbank ранее прогнозировал, рост ВВП в 2021 году в целом составил 4,7%.
По словам главного экономиста Swedbank Ливы Зоргерфрейи, прирост в последнем квартале обеспечила сфера услуг, которая в целом выросла на 6,7% по сравнению с 2020 годом.
"Скорее хорошо дела шли у таких отраслей, как здравоохранение, ИТ, профессиональные услуги и финансовые услуги. По сравнению с 3-м кварталом активность снизилась в таких затронутых ограничениями отраслях, как общественное питание, гостиничные услуги, искусство и развлечения. Для розничной торговли последний месяц года выдался сильным, хотя в целом активность в отрасли из-за октября и ноября снизилась на 4,8% по сравнению с прошлым кварталом. Правда, в 2020 году мы были в еще более плачевной ситуации, поэтому в годовом разрезе в 4-м квартале мы наблюдаем прирост в 1,3%", - отмечает Зоргерфрейя.
Данные экспорта товаров говорят о том, что доходы от экспорта для Латвии в октябре и ноябре продолжали расти. Правда, тут стремительный рост обусловлен скорее увеличением цен, поэтому вклад экспорта в экономику в четвертом квартале 2021 года, скорее всего, будет меньшим, чем раньше. Выпуск тесно связанной с экспортом обрабатывающей промышленности в последнем квартале года, скорее всего, снизился, по сравнению 3-м кварталом 2020 года, который справедливости ради был рекордным для отрасли.
"В производственных отраслях в целом зарегистрирован спад на 1,4%. Тут, скорее всего, "виновато" сельское хозяйство, развитие которого тормозят урожаи текущего года, которые были хуже, чем годом ранее. Строительная отрасль в конце прошлого года тоже, видимо, заняла выжидающую позицию, готовясь к более стремительному прыжку в этом году", - акцентирует Лива Зоргерфрейя.
По мнению главного экономиста Swedbank, "в начале этого года экономике угрожает целый ряд рисков. Вспышки вируса и инфицирование большой части работников и членов их семей могут привести к кратковременной остановке некоторых предприятий, что может негативно сказаться на произведенных экономикой объемах.
Кроме того, потенциальные дополнительные ограничения и высокая инфляция в начале года, вероятно, будут продолжать тормозить потребление. И, наконец, большую угрозу для всей Европы представляет возможная эскалация российско-украинского конфликта. Это может привести к обострению энергетического кризиса, повышению цен и, следовательно, к более высокой инфляции и у нас. К тому же, экономические связи между Латвией и Россией остаются сравнительно тесными, поэтому помимо энергетической и инфляционной проблемы, из-за расширения санкций могут пострадать бизнес и экономика в целом".
"Россия по-прежнему является важным внешнеторговым партнером Латвии. Экспорт в Россию в 2021 году составил 7,4% от общего экспорта товаров, а импорт из России – 8,9% от всего латвийского импорта товаров. Существенную часть экспорта в крупнейших группах экспортных товаров (напитки, механизмы и электроника) образует реэкспорт. Т.е. в Латвии мы эти товары не производим. Тем не менее, добавленную стоимость обеспечивает не только производство, но и предприятия оптовой торговли и логистики, работающие с импортом и экспортом этих товаров в Россию", - говорит она.
Что касается производства, то с российской экономикой больше всего связана фармацевтическая отрасль, для которой Россия является важным рынком сбыта, а также металлообрабатывающие и деревообрабатывающие предприятия, которые, в свою очередь, импортируют из России необходимое сырье. И прямые санкции, и ухудшение отношений с Россией могут ограничить наши возможности торговли и развития в будущем.
"С Россией нас связывают и инвестиции. Так, из России в Латвию поступают примерно 9% всех иностранных инвестиций. В свою очередь примерно 7% всех прямых иностранных инвестиций в Латвию приходят из Кипра, за которым нередко тоже стоят связанные с Россией инвесторы. В зависимости от вида санкций, деятельность этих компаний может быть усложнена.
И, наконец, геополитическая напряженность определённо не играет на руку деловому и инвестиционному климату в Латвии как таковому. Наш регион может считаться недостаточно стабильным для крупных инвестиций даже в том случае, если дальнейшее развитие российско-украинского конфликта удастся предотвратить", - говорит экономист.
По прогнозам Swedbank, латвийская экономика в начале этого года, как и в конце прошлого года, будет бороться с целым рядом вызовов, тем не менее, к середине года мы ожидаем более стремительное восстановление. Произведенный народным хозяйством объем в 2022 году будет примерно на 4,1% больше, чем годом ранее, однако неопределенность и негативные риски в отношении прогноза на следующий год выросли.