Латгалия – беднейший регион стран Балтии с относительно слабым темпом развития. Экономически менее развитые регионы (так называемая "восточная граница") есть в каждой стране, но Латгалия все же выделяется – в странах Балтии нет другого региона с таким низким уровнем доходов.
Это перевод статьи, опубликованной на сайте Банка Латвии (Makroekonomika.lv).
Чем ниже уровень дохода, тем легче его поднять (эффект бета-конвергенции доходов). В случае с Латгалией это не так — темпы экономического роста здесь ниже, чем в среднем по Латвии. Более того, в настоящее время в Латгалии нет ни одного города с ускоренным развитием. Даугавпилс, Резекне, другие территории Латгалии — везде темпы экономического роста ниже, чем в среднем по Латвии (рисунок 2). Это означает, что с течением времени отставание от остальной Латвии продолжает расти.
Почему Латгалия экономически отстает от других регионов Латвии? Есть три фактора экономического роста — человеческий капитал, инвестиции в производственное оборудование и технологии. Латгалия отстает по всем трем. Уменьшение числа жителей в Латгалии происходит быстрее всего в Латвии (как по превышению смертности над рождаемостью, так и по соотношению эмиграции и иммиграции; рис. 3). По мере того как уезжают экономически активные люди, которые могут найти хорошую работу в другом месте, структура населения меняется в пользу пожилых людей (рисунок 4).
Разница в уровне занятости между Ригой и Латгалией почти такая же, как между Германией и Испанией (рисунок 5). В то же время в Латгалии наблюдается и более высокая безработица, чем в остальных регионах Латвии, и более ярко выражена нехватка квалифицированных работников, что отражает существенную разницу между имеющимися и требуемыми навыками на рынке труда (кривая Бевериджа находится дальше от начальной точки координат; рисунок 6). В частности, у жителей Латгалии более слабые цифровые навыки (рисунок 7). Трудно понять, в какой мере это отражает особенности образовательных программ или рабочей среды, а в какой — тот факт, что жители с лучшими цифровыми навыками с большей вероятностью находят работу в другом месте и, следовательно, уезжают из Латгалии.
У жителей Латгалии также меньшая продолжительность жизни и они чаще жалуются на плохое здоровье. На состояние здоровья влияет множество факторов, и один из них, который может изменить государство, — это услуги здравоохранения. Именно жители латгальских городов больше всего недовольны качеством и доступностью медицинских услуг (рис. 8).
В Латгалии явно не хватает частных инвестиций, в том числе очень мало прямых иностранных инвестиций. Отстают инвестиции в материальные и нематериальные активы компаний (рис. 9), а также в строительство жилья (уменьшение численности населения означает меньший спрос на новое жилье). В Латгалии меньше экономически активных предприятий, чем в других регионах Латвии; по созданию новых компаний регион также отстает (рисунок 10).
Предпринимались попытки восполнить этот пробел за счет увеличения государственных инвестиций (включая средства ЕС; см. слайд 14). Понятно, что это инвестиции в государственную безопасность — без проектов, финансируемых из фондов ЕС, экономическое положение Латгалии было бы еще хуже. Однако, если деньги даются за отсталость и отнимаются за развитие (механизм, по которому функционирует фонд выравнивания финансов самоуправлений и отчасти распределение средств ЕС), у самоуправлений может не быть мотивации для экономического развития.
Золотой ключик к экономическому развитию Латгалии пока не найден. Однако ясно, что его следует искать в более тесной интеграции с экономически более сильными регионами (например, Ригой), дополняя их. А не конкурируя с ними и не пытаясь добиться еще большего перераспределения ресурсов от Риги и Рижского региона.