Fоtо: Пресс-фото
Ужесточение контроля за финансовым сектором Латвии заставляет местные банки стремительно подстраиваться под новые правила игры. Rietumu Banka, пятый по объему активов банк Латвии, отказался от расчетов долларах и до конца мая планирует прекратить работу с четырьмя тысячами клиентов "повышенного риска". Заместитель председателя Совета Rietumu Banka Аркадий Сухаренко рассказывает о том, как изменения в банковской системе страны уже повлияли и повлияют в будущем на работу банка.

Латвия не впервые получает нарекания к своей финансовой отрасли со стороны международных партнеров. Однако первый раз вопрос был поставлен так жестко и спешно. Понимаете ли вы, что и как необходимо сделать, чтобы снять вопросы, нормализовать ситуацию и продолжать работать?

Требования наших международных партнеров на этот раз сформулированы предельно четко и подробно.

У нас есть не только понимание того, что нужно изменить, перестроить. Разработана и утверждена "дорожная карта" с четким планом и сроками. Она обеспечена и практическими возможностями: я имею в виду персонал, технологии, финансовая модель и так далее.

Понятно, что перестраиваться нужно очень быстро. Банк уже приступил к реализации своего плана перемен, соответствующего политике регулятора и финансовых властей Латвии, а также рекомендациям международных партнеров.

Первыми под удар попали так называемые "шелл-компании". Как вы считаете, они и есть главная причина проблем?

"Шелл-компании" или "компании-оболочки", как это трактуют сегодня надзорные институты в Латвии и за границей, действительно составляют основную часть клиентов повышенного риска.

Эти клиенты в массе своей досталась нам "из прошлого", с тех времен, когда и в мире, и в нашей стране действовали совершенно иные требования в сфере AML (Anti-Money Laundering, борьба с отмыванием денег - Ред.). За последние годы их доля, и в абсолютном, и в относительном выражении неуклонно снижалась. Нам удалось заметно снизить и объемы транзакций.

Это были "очень дорогие" в обслуживании клиенты. Rietumu постоянно вкладывал ресурсы в совершенствование процессов контроля, развитие технологий, обучение персонала стандартам и методикам AML. Мы проводили разъяснительную работу с этими клиентами, старались показать им перспективы, риски. Если не удавалось прийти к пониманию, по своей инициативе банк прерывал с некоторыми из них отношения. При этом банк строго "фильтровал" новых клиентов, и, если они относились к группе "повышенного риска", с нашей стороны следовали мотивированные отказы в открытии счетов.

То есть, ни требования международных партнеров, ни планы латвийских властей не стали для Rietumu большой неожиданностью?

По своему содержанию – нет. Они полностью соответствуют трендам последнего времени. Неожиданностью, пожалуй, стал момент, когда были озвучены эти новые требования, а также скорость, с которой мы должны действовать, чтобы выполнить их.

Как вы знаете, в ближайшее время ожидается принятие на государственном уровне решения о запрете в Латвии банковских счетов для "шелл-компаний".

Rietumu такое решение, с учетом рекомендаций и требований регуляторов, принял еще в середине марта, отказавшись от обслуживания "клиентов повышенного риска". Тогда же мы установили двухмесячный срок, в течение которого это решение должно быть реализовано на практике.

Вероятно, произойдут и изменения в политике персонала? Прозвучали сообщения о том, что Rietumu уже уволил часть сотрудников...

Да, это необходимый неизбежный шаг. Отказ от обслуживания клиентов повышенного риска отражается на количестве и структуре корпуса специалистов. Могу добавить, что на сегодня основные преобразования здесь уже проведены.

Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис сказал, что банкам, которые ориентируются на нерезидентов, следует перепрофилировать свой бизнес. Какую нишу, каких клиентов вы видите для себя в будущем?

Rietumu исторически развивался так, чтобы иметь прочные позиции на разных рынках, в различных сферах и направлениях. Это позволяло нам сохранять устойчивость и обеспечивать потенциал развития во все времена, при любых колебаниях конъюнктуры.

Мы, безусловно, продолжим обслуживать наших латвийских клиентов. Их немало и они, главным образом, представляют крупный и средний, по местным масштабам бизнес. Это строительные, производственные, транспортные, торговые предприятия, некоторые из которых являются к тому же нашими кредитными клиентами.

В течение последних нескольких недель мы отмечаем рост интереса к нам со стороны новых клиентов из Латвии и связываем это не только с известными событиями на местном рынке. Дело в том, что наша гибкость и умение вникать в суть дела традиционно привлекают представителей "реального бизнеса". За четверть века работы мы научились искать и находить эффективные персональные решения, которые учитывают как специфику сделки, так и характер клиента.

Представители "реального бизнеса" – вот та категория клиентов, которую мы хорошо знаем и умеем обслуживать, с ней мы и будем продолжать работать.

А что можно сказать об их географии?

Своим "домашним" рынком мы считаем как латвийский, так и европейский. Мы будем открывать и обслуживать счета клиентов из Латвии, Балтии, других стран Евросоюза, – как юридических, так и физических лиц.

Если брать шире, это могут быть клиенты из большинства стран OECD – Организации экономического сотрудничества и развития, которая объединяет развитые страны, "признающие принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики".

К слову, большая часть "шелл-компаний" также имела отношение к реальному бизнесу, но их время прошло. Своих новых клиентов мы видим исключительно среди "реальных" компаний, – с офисом, персоналом, бухгалтерской отчетностью. География же может быть достаточно широкой.

Rietumu до сих пор не был слишком активным игроком на рынке кредитования. Изменится ли это?

Сейчас собственный капитал банка превышает 470 млн. евро, при этом показатели ликвидности очень высокие. Кредитный портфель Rietumu, вы правы, сравнительно невелик, и тут есть хорошие возможности для развития. Мы намерены развивать "классическое" кредитование – и в Латвии, и других странах Европы.

Будем участвовать в организации инвестиций в бизнес-проекты. Все для этого у нас имеется: и ресурсы, и специалисты, и экспертиза.

Продолжим развивать такие направления как управление капиталами и работу на рынках ценных бумаг, которые всегда были традиционно важны для нас. Еще одна традиционно сильная сторона Rietumu – финансирование международной торговли. Латвия будет оставаться транзитной страной – это определяется ее историей и географией.

Транзит товарных грузов, надеемся, будет не только сохраняться, но и, развиваться, причем не только из стран СНГ, но и с Дальнего Востока, Центральной Азии. Этот бизнес постоянно нуждается в финансировании. Мы начали развивать это направление первыми в Латвии еще в начале 2000-х. Надо сказать, что это очень специфическая сфера деятельности – чтобы в ней успешно работать, нужно стать "своими" на этом рынке. Считаю, что нам это удалось и сейчас у нас объективно самые сильные позиции в регионе.

Недавно банк отказался обслуживать операции в долларах США. Что это означает практически?

Будем ориентировать своих клиентов на платежи в евро – мы же банк Еврозоны.

Мы уже заявляли, что решение о переходе к евро как к базовой валюте обслуживания счета принято с учетом репутационных проблем латвийской банковской системы. Банк руководствовался при этом соображениями надежности операций и, в конечном счете, интересами своих клиентов.

Мы не исключаем, что, когда репутационные проблемы финансовой отрасли Латвии будут преодолены, Rietumu вернется к работе долларами через прямые корсчета. Рассчитываем на это и будем работать на такую перспективу.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !