Обычными, но не совсем. Когда нормальные дети играли в нормальные игры и имели нормальные мечты, эта горстка избранных делала первые шажки к своим богатствам. Только представьте на секунду их сосредоточенные лица. Им было по пять, десять, пятнадцать лет от роду, а они уже строили коммерческие планы, вкладывали деньги и просчитывали прибыль.
Догадывались ли они, куда заведет их страсть к предпринимательству? Едва ли. Но тем интереснее посмотреть, сколько и как зарабатывали будущие звезды бизнеса.
Оригинал текста – Slon.ru, адаптация – DELFI.
Уоррен Баффет
6 лет - перепродал 6 бутылок Coca-Cola
82 года - состояние $46 млрд
Пять центов – такой оказалась прибыль, которую знаменитый инвестор получил в шестилетнем возрасте от продажи шести бутылок Coca-Cola, купленных в магазине деда за 25 центов и перепроданных за 30. А приобщение к финансовому бизнесу произошло, когда Уоррену исполнилось 11: он купил шесть акций нефтяной компании Cities Service по $38 за штуку – три для себя и три для своей сестры (эти бумаги он продал, когда те подорожали до $40). Уже с раннего детства Баффет много думал о деньгах, пытаясь заработать всеми доступными способами: разнося газеты, продавая мячи для гольфа и марки. Как пишет Роджер Ливенстайн в своей книге Buffett: The Making of an American Capitalist, к 20-летнему возрасту личные накопления Уоррена достигли $9800. В дальнейшем этот стартовый инвесткапитал был приумножен невероятными темпами. К 1956 году сумма доросла до $140 000.
Билл Гейтс
12 лет - продажа программы по составлению школьных расписаний
57 лет - состояние $66 млрд
4200 долларов – столько Биллу Гейтсу удалось выручить за программу по составлению школьных расписаний, когда юный гений учился в Lakeside, самой престижной частной школе Сиэтла (в 1967 году обучение в ней обходилось родителям будущего миллиардера в $5000; для сравнения: год в Гарварде тогда стоил $1760). Хотя, справедливости ради, первой выгодной сделкой Гейтса и его закадычного партнера Пола Аллена следует считать бартер – они получили право неограниченного использования компьютера, установленного в школе и принадлежащего General Electric (компьютеры в шестидесятых были невероятно дорогими). Платой за такое удовольствие стала обязанность выявлять и исправлять неполадки в работе машины. Ранние способности Гейтса к программированию, проложившие путь к несметному богатству, обросли легендами. В этом смысле примечателен вопрос в одном из тестов Университета Западной Флориды: "Сколько лет было Биллу Гейтсу, когда он создал компанию по регулированию дорожного движения в городах?" Варианты ответа: а) 14; б) 16; с) 18. Правильный ответ – 14 лет.
Стив Джобс
Три доллара – столько, как пишет биограф Джобса Уолтер Айзексон, в час зарабатывал Джобс, когда вместе с приятелями, среди которых был его будущий партнер Стив Возняк, изображал "Алису, Болванщика и Белого Кролика", развлекая детей. "Стояла жара, костюмы были тяжелые, а дети попадались такие противные, что руки чесались их отшлепать", – вспоминал Джобс. Чтобы поработать аниматором, Джобсу пришлось взять отпуск в HP. На один из заводов по производству цифровых частотомеров он устроился в 1972 году – в 17 лет. Там будущему создателю Apple в основном приходилось "прикручивать гайки и болты" на конвейере. Джобсу также случалось разносить газеты, а по выходным и в каникулы подрабатывать складским служащим в большом магазине электроники Haltek.
Майкл Делл
2000 долларов заработал Майкл Делл на продаже марок. "Я уговорил нескольких человек в округе доверить мне продажу принадлежащих им марок. Потом поместил объявления о "Марках Делла" в популярном в то время филателистическом журнале Linn’s Stamp Journal, напечатал одним пальцем (я еще не умел толком печатать и не имел своего компьютера) двенадцать страниц каталога и разослал его, куда только мог", – вспоминает создатель Dell в написанной при участии Кэтрин Фредман автобиографии "Dell без посредников". В 16 лет молодой человек стал продавать подписку на газету The Houston Post. Он все еще учился в школе, так что "учеба стала помехой для получения стабильного дохода". Впрочем, это не так уж сильно помешало предпринимателю: "Однажды учительница, преподававшая у нас историю и экономику, дала задание, для которого надо было указать данные из своей налоговой декларации. Мой доход, учитывая работу по подписке, составил в тот год около $18 тысяч. Сначала учительница исправила цифру, решив, что я пропустил запятую. Когда же выяснилось, что никакой ошибки нет, она испытала большое потрясение".
Руперт Мердок
Шесть пенсов – во столько была оценена шкура кролика, которую где-то на рубеже 1930–19 40-х годов Руперт Мердок продавал, когда жил на родительской ферме на берегу реки Маррамбиджи в Новом Южном Уэльсе. Мать Руперта отчего-то считала, что умением снимать шкуру с бедного животного должен овладеть каждый настоящий мужчина. Однако, как пишет Уильям Шоукросс в книге "Murdoch", будущий создатель News Corp. предпочитал только продавать товар. Вся грязная работа доставалась его сестре, получавшей за свой труд один пенни. Оставшиеся пять оседали в кармане ее братца.
Ингвар Кампрад
Пять эре составила прибыль, которую юный основатель IKEA получил от продажи спичек в родном захолустье. Тетя помогла Ингвару купить первую сотню коробков на распродаже в Стокгольме – она называлась "88 эре". Ровно столько стоила целая упаковка. Даже в преклонном возрасте Кампрад не забыл, что тетя не взяла с него денег за почтовую пересылку в его город (ай, какая безалаберность!). В итоге он продал спички по 2–3 эре за коробок, а иные даже ушли по 5. Вот было радости! "Я до сих пор помню то приятное ощущение, которое испытал... В то время мне было не больше пяти лет", – приводит слова Ингвара в своей книге "Сага об "Икеа" Бертил Торекуль. Позже ребенок освоил торговлю рождественскими открытками и настенными картинками, семенами, а также авторучками, которые Кампрад в количестве 500 штук выписал из Парижа. Для этого предпринимателю пришлось взять первую в своей жизни ссуду в банке шведского городка Лиаторп – 500 крон ("$63, целое состояние!"). Как десятилетия спустя вспоминал основатель мебельной империи, менеджер банка "не устоял перед умоляющим взглядом моих голубых глаз".
Ричард Брэнсон
Шиллингом за тушку кролика вынужден был довольствоваться юный Брэнсон со товарищи, когда потерпел неудачу с инвестпроектом "Семена рождественских елок". План был красивый: посеять 400 семян елей на поле и через год, когда деревья ощетинятся иголками, заработать по £2 на каждом – или всего £8000. Но горе-растениеводов ждало разочарование. "Мы нашли один или два крохотных побега, которые виднелись на поверхности; все остальные были съедены кроликами, – вспоминает создатель Virgin в автобиографии "Теряя невинность". – Мы решили взять реванш и ужасно отомстить: множество кроликов было застрелено и шкура с них снята. Мы продали тушки местному мяснику по шиллингу за каждую, но это было, конечно, совсем не £800, которые мы планировали получить". Далее возникла идея разводить волнистых попугаев, но Ричард переоценил местный спрос. Тем не менее не это положило конец блестящему предприятию. "Однажды в школе я получил письмо от мамы с плохой̆ новостью. Она сообщила, что вольер подвергся нападению крыс, которые уничтожили волнистых попугаев. Только много лет спустя она призналась, что, будучи сытой̆ по горло уборкой̆ за попугаями, в один прекрасный̆ день оставила дверь в вольер открытой, и все они улетели. Она не очень-то старалась их поймать".