Американские нефтегазовые компании, совершившие за последние несколько лет впечатляющий рывок, лихорадит. Причина - проблемы со сланцевой нефтью в самих США, пишет в Forbes американский журналист Кристофер Хелман в статье, перевод которой появился на сайте русской версии журнала.
США кратно нарастили объем производства нефти за несколько лет, но потенциал роста будет исчерпан, когда у инвесторов лопнет терпение и они перестанут вкладывать масштабные средства с прицелом на долгосрочную окупаемость.
Американский нефтяной бум на распутье: страна уже производит нефти больше, чем импортирует, но мечты о полном отказе от поставок из-за рубежа до конца десятилетия вряд ли воплотятся в реальность. У отрасли попросту не хватит капитала, чтобы компенсировать темпы разработки месторождений и ввод в эксплуатацию новых проектов. Затраты компаний, опоздавших к началу сланцевой революции, перестают окупаться.
На глобальном уровне дела со сланцевой нефтью в целом обстоят не так плачевно (а со сланцевым газом - еще лучше), но в США с учетом всех издержек многие месторождения уже сейчас работают на грани рентабельности и даже легкая корректировка котировок рискует сделать их неэффективными. Сланцевая нефть не дешевеет, поэтому снижение мировых цен на нефть на 10-15% способно поставить крест на американском нефтяном буме.
Глава фонда прямых инвестиций Pinebrook Road Partners Говард Ньюман недавно заявил в ходе лекции в Йеле, что большая часть американских сланцевых месторождений останется эффективной до тех пор, пока цена нефти не упадет ниже отметки в 80 долларов за баррель. Аналитики из Morgan Stanley назвали другую цифру - 64 доллара за баррель.
Еще одной причиной падения цены на нефть могут стать действия ОПЕК, которая по итогам последнего саммита выразила опасения в связи с насыщением рынка американской нефтью. Организация пообещала "изучить" проблему ценового соперничества с новым конкурентом из-за океана, а входящая в картель Нигерия и вовсе констатировала спад спроса на свое сырье (по качеству нигерийская нефть соответствует нефти, добываемой США на месторождении Баккен в Северной Дакоте).
Преподаватель экономики Университета Хьюстона, член экспертного совета при Йельском университете Эд Хирс вместе с профессором Йеля Полом Макэвоем подсчитал: рост глобальной добычи на 1 млн баррелей в сутки может понизить мировые цены на 10%, на 2 млн - на 20%. Если США не сбавят набранных темпов, показатель в 1 млн баррелей будет достигнут еще до конца 2014 года. А если ОПЕК откажется снижать квоты на добычу в свете американской угрозы, то "компании из Штатов рискуют собственноручно разрушить свой бизнес", - констатирует Хирс.
Часть американских производителей сознательно теряют деньги на нефти, которую продают на рынке. Это допустимо для компаний, которые лишь приступают к добыче на разведанных месторождениях, но даже независимые игроки хотят демонстрировать инвесторам прибыльную модель бизнеса. Отрасли остро необходимо либо увеличение цен, либо сокращение стоимости издержек, уверены эксперты Bernstein Research. Альтернатива - пересмотр в сторону уменьшения планов по добыче.
В докладе на прошлой неделе ОПЕК отчиталась о росте производства нефти на 106 000 баррелей в сутки, до 30,57 млн баррелей. Главным драйвером этой динамики стала Саудовская Аравия, прибавившая 143 тыс. баррелей в сутки, до отметки в 9,4 млн баррелей.
Впрочем, отмечает автор статьи, есть и обнадеживающие примеры. Так, например, Эд Хирс, эксперт и по совместительству гендиректору маленькой нефтяной компании Hillhouse Resources, не слишком переживает насчет провала сланцевой революции: пока отрасль замерла в ожидании, Hillhouse неожиданно оказалась владельцем богатых нефтегазовых залежей традиционного происхождения.
Компания взяла в лизинг 45 квадратных миль ранчо к югу от Хьюстона, на которых обнаружились запасы, доступные к добыче без применения горизонтального бурения или гидравлического разрыва пласта. Это поможет Хирсу оставаться в плюсе, даже если цена упадет до 20 долларов за баррель.
Напомним, сланцевый газ и нефтеподобная жидкость, условно называемая сланцевой нефтью, добываются из горючих сланцев - органоминеральных образований, сформированных в водных условиях. Геологи определяют горючие сланцы как осадочные породы, содержащие в основном аквагенное органическое вещество (вымерших морских и озерных животных, альгу и т.п.), что роднит их с нефтью.
По оценкам специалистов общие запасы горючих сланцев в мире составляют порядка 650 трлн тонн. Из них можно получить до 26 трлн тонн сланцевой нефти. Таким образом, объема нефтеподобного сырья, содержащегося в сланцах, и условно называемого сланцевой нефтью, вероятно в 13 раз больше, чем запасов традиционной нефти. Однако запасов сланцевой нефти, добыча которой экономически оправдана, гораздо меньше.