Foto: AP/Scanpix

В воскресенье Канада расширила санкционный список, в него попали еще 16 российских банков и компаний. По мнению премьер-министра Канады, это усилит экономическое давление на Россию. Некоторые политики придерживаются мнения, что санкции пока дают обратный эффект. А многие эксперты считают, что введение серьезных санкций против России ударит и по мировой экономике.

В воскресенье Канада обнародовала расширенный список 16 российских банков и компаний, против которых введены санкции. В список попали "Авиа Групп", "Акваника", СПМ-банк, "Авиа групп Норд", Инвесткапиталбанк, "Зест", Собинбанк, "Стройгазмонтаж", "Сахатранс", "Стройтрансгаз" (и его структуры), "Аброс", а также Volga Group. По словам премьер-министра Канады Стивена Харпера, принятые меры "будут продолжать усиливать экономическое давление на Россию и лиц, ответственных за кризис на Украине".

Но не все согласны с Харпером в оценке влияния санкций. По мнению западных СМИ, меры в отношении Москвы могут негативно отразиться не только на российской экономике, но и на восстановлении экономики Европы и общемировом росте.

С самого начала хрупкость европейской экономики и опасения по поводу ограничений энергопоставок заставляли Европейский союз с осторожностью относиться к введению санкций, которые могут сорвать зарождающееся экономическое восстановление, сообщает The Wall Street Journal.

На встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель президент США Барак Обама заявил, что для введения дальнейших санкций, которые могут затронуть целые отрасли российской экономики, необходимо множество консультаций.

Евросоюз входит 28 стран, и некоторые из них более уязвимы для ответных санкций России, чем другие. Мы обязаны принимать это во внимание", — добавил Обама.

Опасения последствий третьего раунда санкций стали главной темой встреч министров финансов и глав центральных банков западных стран в прошлом месяце. Международный валютный фонд ожидает, что в этом году экономика еврозоны вырастет на 1,2% после двух лет спада. Недавно первоначальный прогноз в 1,7% был понижен в связи с обострением конфликта между Россией и Украиной. Страны Центральной и Восточной Европы имеют достаточно высокий уровень экономических отношений с Россией, бывшие республики Советского Союза также связаны с Москвой прочными энергетическими и торговыми связями, поэтому экономические проблемы России отразятся и на них.

Санкции в отношении финансового сектора России могут повлечь за собой непредсказуемые последствия на валютно-обменном и товарном рынках, где российские фирмы являются крупными игроками.

Подобный эффект сложно оценить количественно, но санкции могут ограничить возможности России по продаже нефти и природного газа на мировых рынках и создать угрозу жизненно важному импорту энергоносителей в Европу. Пока Запад выбрал для применения санкций российские энергетические компании и банки, которые не сильно интегрированы с европейской экономикой.

По мнению Хуана Зарате, бывшего заместителя советника по национальной безопасности в администрации Джорджа Буша, гораздо более "политически приемлемым" является наложение санкций на такие сектора, как оборона и финансы, в то время как затрагивание непосредственно энергетики будет иметь "более глубокие последствия для европейской и мировой экономики". В свое время Зарате контролировал применение "умных" санкций против "Аль-Каиды", Северной Кореи и Ирана. И хотя Россия не похожа на Иран, есть меры, которые можно принять. По словам Зарате, необходимо, чтобы европейским бизнесменам было невыгодно вести дела с российскими олигархами и государственными институтами.

Подобный шаг может быть разрушительным для России, которая зависит от доллара больше, чем любой другой развивающийся рынок.

Почти 90% российского экспорта торгуется в долларах, сообщает The Guardian. Уровень государственного долга достаточно низок, но банки и компании страны "подсели" на устойчивый поток иностранных кредитов: сейчас долг компаний кредиторам составляет $439 млрд, а банков — $215 млрд.

Некоторые сенаторы-республиканцы требуют агрессивных шагов от правительства. Таким может стать внесенный на прошлой неделе в Сенат США законопроект, поддерживаемый Джоном Маккейном и Бобом Коркером. Документ призывает к замораживанию активов крупнейших российских банков — Сбербанка и ВТБ, — а также таких компаний, как "Газпром", "Новатэк" и "Рособоронэкпорт". Но у Запада слишком много интересов в России, чтобы наказывать Москву чрезмерно, считает The Guardian.

Исключение ВТБ и Сбербанка из международных финансовых рынков заставит российские компании искать другую валюту для международной торговли. "Реальным следствием исключения из западной финансовой системы является переход России в рецессию", — говорит Крис Уифер из расположенной в Москве консалтинговой компании Macro Advisory.

Любое расширение санкций может повлечь ответную реакцию. "Россия может быстро навредить западным автопроизводителям и компаниям аэрокосмического сектора", — продолжает Уифер. Среди наиболее уязвимых компаний в США находится, к примеру, Boeing, который собирается в ближайшие годы закупить сибирского титана на $18 млрд. Торговый оборот Европы с Россией в 15 раз больше, чем у России и США, поэтому европейские компании и пострадать могут куда больше.

"Европейцы не собираются идти в отношениях с Россией по иранскому маршруту, — говорит Джуди Демпси из Карнеги-центра в Берлине. — Европейцы сильно разобщены, и отдельные государства имеют крепкие торговые связи с Россией".

Джон Лоуг из Chatham House сравнивает текущую ситуацию с российско-грузинским конфликтом в 2008 году, когда осуждение со стороны европейских государств сочеталось с нежеланием вводить санкции. "Урок, который Россия извлекла после 2008 года, заключается в том, что бизнес возвращается. У Запада слишком много интересов в России", — добавляет Лоуг.

Сенатор-республиканец Линдси Грэм и вовсе считает, что санкции США в отношении России пока только способствуют укреплению российской экономики, сообщает The Washington Times.

"После последнего раунда [санкций] рубль поднялся в цене, фондовый рынок укрепился" — отметил Грэм в эфире телекомпании CBS. По словам сенатора, подобные меры стоило бы назвать "законом о восстановлении российской экономики".

Грэм подчеркнул, что на месте американского правительства он ввел бы санкции против энергетического и банковского секторов России, а также помог украинцам вооружениями, чтобы они могли защитить себя.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!