Крупные российские компании, попавшие под новый пакет санкций со стороны США, пытаются разобраться, что те из себя представляют и какой ущерб могут нанести. Газета "Коммерсант" пишет, что в публичном поле руководство компаний старается реагировать традиционно спокойно. Однако неофициально там признают, что риски велики и в первую очередь касаются взаимодействия с западными партнерами, от которых зависят ключевые проекты. Впрочем, компанию Геннадия Тимченко, например, в этой ситуации может выручить Китай, также российский бизнес ждут в Латинской Америке. Обзор статей российской прессы на эту тему публикует сайт "Заголовки".
Источники "Коммерсанта", близкие к "Роснефти", уверяют, что там знали о введении санкций, но остается открытым вопрос, как именно они будут применяться. Понятно, что прежде всего проблемы возникнут с привлечением денег у американских банков, говорит один из собеседников газеты, однако европейские банки активно работают в США и тоже "не захотят проблем". Кроме того, они часто обращаются за софинансированием кредитов к американским банкам, и "не исключено, что проблемы будут по всем кредитам в целом".
В сообщении Минфина США говорится, что санкции не будут распространяться на новые кредитные соглашения. Однако, по словам собеседников издания, это будет зависеть прежде всего от трактовки контрагентами и банками. "Не исключено, что ограничения будут и по средствам, о которых договорились раньше", - рассказал один из собеседников газеты. Кроме того, кредитом считается и предэкспортное финансирование по поставкам нефти, которое "Роснефть" использует в контрактах с Китаем, а также с европейскими трейдерами Glencore и Vitol. По данным источников издания, трейдеры кредитуются под сделку у консорциума иностранных банков. Аналогичное соглашение в 2013 году "Роснефть" заключила и с британской ВР. В этой сделке уже возникали проблемы - британские HSBC и Lloyds в начале июня отказались участвовать в ее финансировании (в итоге ВР нашла других кредиторов).
Еще больше вопросов вызывают перспективы совместных проектов "Роснефти" и ее ключевого иностранного партнера - американской ExxonMobil. Представители последней ситуацию не комментируют. Но источники "Коммерсанта", близкие к компании, которая, по неофициальной информации, пыталась защитить "Роснефть" от санкций, говорят, что она "пока ничего не понимает". ExxonMobil и "Роснефть" планировали вместе осваивать российский шельф и построить СПГ-завод на Сахалине. Теперь, говорят источники, неизвестно, сможет ли ExxonMobil привлекать средства для финансирования проектов в России, на которые должна потратить миллиарды долларов.
Накануне президент "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что в ближайшее время "Роснефть" проведет "юридическое толкование" санкций и определится с дальнейшими действиями. "Мы консультируемся сейчас с юристами Exxon и в предварительном порядке считаем, что это решение (санкции) не затрагивает реализацию наших текущих проектов", - добавил он (цитата по "Интерфаксу"). Сечин подчеркнул, что финансовое положение компании позволяет реализовывать проекты в течение длительного времени без привлечения экстренных кредитов. Ранее вице-президент "Роснефти" Станислав Славинский отмечал, что накопленные на счетах компании 20 млрд долларов позволят ей пережить любые спровоцированные санкциями потрясения на мировом финансовом рынке, напоминает РБК daily.
В еще одной попавшей под санкции российской компании - НОВАТЭК - заявили, что ее включение в санкционный список "не препятствует производственной и коммерческой деятельности в любой юрисдикции, не касается активов и акций компании". Там считают, что санкции запрещают только прямое взаимодействие НОВАТЭКа и его дочерних структур с американскими банками по привлечению новых кредитов. Для самого НОВАТЭКа отказ от таких кредитов не будет болезненным: у компании низкая долговая нагрузка, а прибыль по итогам 2013 года вдвое превышала объем капзатрат. В мае глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон говорил, что компания может в ближайшее время обойтись вообще без внешнего финансирования.
Санкции США напугают европейские банки
Вместе с тем совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко признал, что ограничения "усложнят схему финансирования компании": дело не только в запрете привлечения средств в американских банках, но и в том, что "европейские банки, не обязанные выполнять режим санкций, боятся: боятся американских финансовых институтов".
Реализация крупных проектов с участием НОВАТЭКа, таких как строительство "Ямал СПГ", продолжится запланированными темпами, подчеркивается в сообщении компании. Однако здесь могут возникнуть серьезные проблемы. В числе ключевых поставщиков оборудования для "Ямал СПГ" - американские General Electric и APCI. В НОВАТЭКе пока рассчитывают, что санкции не скажутся на поставках. Сами поставщики более осторожны. В GE "Коммерсанту" сказали, что сейчас все заключенные контракты с НОВАТЭКом и "Роснефтью" исполняются, но что будет в будущем, "сказать сложно". В APCI на запрос издания не ответили.
Выручит Китай
Кроме того, сейчас акционеры "Ямал СПГ" ведут переговоры по привлечению проектного финансирования не менее чем на 70% от общей стоимости проекта в 27 млрд долларов, причем в числе организаторов и участников - "Газпромбанк" и ВЭБ. Предполагалось, что участие примут также и европейские банки, но в мае совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко признавал, что, "имея сеть в США, они взвешивают те проблемы, которые могут возникнуть". Впрочем, по словам Тимченко, китайские банки готовы предоставить "Ямал СПГ" 20 млрд долларов, то есть полностью сформировать проектное финансирование.
В финансовом секторе новые санкции США затронут не только собственно ВЭБ и "Газпромбанк" (ГПБ), но и их дочерние организации с долей 50% и более. Для ВЭБа это, в частности, "Связь-банк", "Глобэкс", МСП, "Росэксимбанк", Управляющая компания РФПИ. ГПБ является совладельцем более 25 различных компаний, но доля более 50% есть лишь в ООО "Газпром газомоторное топливо", MIR Capital S.С.A., SICAR (Люксембург), ФК "Зенит", ОАО "Морион", ЗАО "Расчетно-депозитарная компания", ООО "ГПБ - Энергоэффект", GPB International (Люксембург). Банковской деятельностью из причисленных компаний занимается лишь GPB International, однако из-за малых масштабов бизнеса для банка некритичен доступ к заимствованиям на американском рынке. Есть банк, на который распространяются новые санкции, и у "Роснефти" - Всероссийский банк реконструкции и развития.
"ВЭБ и ГПБ - активные заемщики на международных рынках, и невозможность заимствования в США вынудит их искать новые источники фондирования, то есть усилит их активность на европейском и азиатском рынках, - полагает замруководителя аналитического департамента компании "Совлинк" Ольга Беленькая. - Пока реакцию инвесторов предсказать сложно, но не исключено, что некоторые из них закроют лимиты на российских заемщиков, попавших под санкции. К тому же в любом случае, ввиду сужения круга инвесторов, стоимость фондирования для этих заемщиков возрастет, но прогнозировать, как именно, пока не представляется возможным".
Новые санкции США распространились и на российский оборонно-промышленный комплекс, напоминает "Коммерсант". В список попали концерн "Алмаз-Антей" (системы ПВО), корпорация "Уралвагонзавод" (бронетехника), НПО машиностроения (береговые ракетные комплексы). Оказались в нем и несколько структур "Ростеха": концерн "Калашников", "Созвездие", "Радиоэлектронные технологии", "Базальт" и Конструкторское бюро приборостроения. Реакция большинства предприятий была сдержанной. Например, в "Алмаз-Антее" и "Базальте" заявили о том, что санкции на работе компаний никак не скажутся. В "Ростехе" же утверждают, что остановка совместных российско-американских проектов "может негативно сказаться на экономике обеих стран".
УВЗ планировал создать СП по выпуску локомотивов с американской Caterpillar. По словам источника "Коммерсанта", близкого к УВЗ, Caterpillar будет пытаться вывести проект из-под санкций, поскольку он не носит военного характера. Но собеседник издания опасается, что под запрет может попасть и проект с канадской Bombardier по выпуску вагонов для московского метро.
Присоединиться к санкциям может Япония, но РФ уже ждут в Латинской Америке
"Независимая газета" пишет, что новые санкции США и ЕС призваны нанести удар по экономике РФ и позициям российских компаний на мировых финансовых рынках. Похожие санкции может ввести и Япония. "Наша основополагающая позиция заключается в том, чтобы согласовывать действия в рамках "большой семерки", учитывая шаги США и ЕС. В процессе этого мы примем надлежащие меры", - заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга.
Между тем южноамериканские лидеры, с которыми Владимир Путин встретился в последний день своего турне, заверили президента, что очередные санкции против России им нипочем, и все попавшие в перечень нон грата компании останутся желанными партнерами в странах региона.
Все южноамериканские страны заверили российского президента, что очередная волна санкций не затронет двусторонние отношения и политика США им не указ. Не откладывая дело в долгий ящик, президент Боливии Эво Моралес пригласил "Роснефть" к реализации проектов на территории своей страны, отмечает "Московский комсомолец".
Санкции США против РФ испугали самих американцев
"Коммерсант" отмечает, что новые санкции США отличаются от тех, под которые весной попали банк "Россия" и ряд структур Геннадия Тимченко: на первый взгляд они гораздо мягче. Управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай полагает, что США "ограничились минимальными запретами, по-видимому, чтобы не страдали в первую очередь американские компании - контрагенты лиц, попавших в список".
Между тем американское издание The Wall Street Journal пишет: американский бизнес обеспокоен тем, что более жесткие по сравнению с Европой ограничения ставят его в невыгодное положение. В частности, представитель Национальной ассоциации промышленников (НАП) подчеркнула, что НАП разочарована односторонним подходом США к расширению санкций, это подрывает коммерческий потенциал страны.