Европейский центробанк с 11 февраля не будет принимать облигации Греции в качестве залога под кредиты, то есть, по сути, отключает греческие банки от обычных операций по предоставлению ликвидности. Таким образом, единственным источником финансирования греческих банков остается программа экстренного финансирования от ЕЦБ.
Однако и здесь кредитные организации Эллады остаются на крючке у Марио Драги, ведь без одобрения ЕЦБ экстренная программа работать не может. Решение Европейского центробанка стало неожиданностью: ранее прекратить принимать греческие бумаги в залог планировалось 1 марта.
Реакция рынков говорит сама за себя. ETF на греческие акции Global X FTSE Greece 20 ETF рухнул на этой новости на 10%, а единая европейская валюта - почти на 1,5%.
Обращает на себя внимание и тот факт, что о своем решении ЕЦБ заявил спустя всего несколько часов после встречи министра финансов Греции Яниса Варуфакиса с главой ЕЦБ Марио Драги. Диалог, судя по всему, не удался. Интересно, что и дата 11 февраля взялась неслучайно: именно на этот день запланировано внеочередное заседание Еврогруппы по Греции.
Афины неоднократно подтверждали свою позицию: сотрудничать с "тройкой" кредиторов и получать оставшиеся транши помощи они не будут, а вместо этого предлагают договориться с кредиторами о принципиально новой программе, предусматривающей, в частности, выпуск облигаций, привязанных к экономическому росту страны.
Очевидно, европейские власти такой вариант не устраивает, но сколько они не пытались, словесные ультиматумы должного влияния на новое греческое правительство не оказали.
Так, например, когда глава Европарламента Мартин Шульц в интервью одной из газет предупредил Грецию о возможном банкротстве в случае отказа от помощи, Варуфакис ответил, что и так является министром финансов страны-банкрота.
Шутки в сторону. Сейчас на карту поставлено если не все, то очень многое. У СИРИЗА есть только два варианта: либо они отказываются от всех своих требований и соглашаются на условия ЕС, чем автоматически не выполняют предвыборные обещания спустя всего 2 недели, либо Греция выходит из еврозоны.