Основанием для изменения украинской газовой политики стал договор с венгерской FGSZ, заключенный Киевом. Так называемое соглашение о взаимодействии и обмене информацией позволит организовать виртуальный реверс европейского газа на Украину, сообщает РБК со ссылкой на материал газеты "Коммерсантъ".
Если сейчас при физическом реверсе российский газ должен пересечь западную границу Украины и пройти хотя бы несколько сот метров по территории, например, Польши, то при виртуальном реверсе можно просто договориться о покупке европейского газа, а забирать его еще по пути в ЕС.
Забирать газ без договора с FGSZ Киев не мог, поскольку не знает, сколько газа должен получить тот или иной покупатель — такую информацию может предоставить восьмизначный буквенно-цифровой код, который "Газпром" Украине не предоставлял. Теперь же Киев получил формальное право потребовать код, подключив к этому процессу Еврокомиссию. В ЕС виртуальный реверс не только не запрещен, но и предусмотрен Третьим энергопакетом.
В самом "Газпроме" считают, что Украина может жаловаться в ЕС, но продолжит существовать схема контракта от 2009 года, в котором виртуальный реверс не предусмотрен.
"Очень сложно оценивать, потому что даже в ЕС эта часть энергетического права еще очень сырая — например, сетевой кодекс об обмене информацией между газотранспортными операторами, в соответствии с которым сделано соглашение между "Укртрансгазом" и FGSZ, вступил в силу всего две недели назад", — заявил собеседник издания. Другой источник газеты считает, что обвинять "Газпром" в нарушении европейского регулирования бессмысленно, потому что Еврокомиссия может заставить компанию изменить соглашения по передаче газа с газотранспортными операторами ЕС, но не с "Нафтогазом".
При этом не исключено, что ЕС подтянет украинский вопрос неформально, обвинив "Газпром" в препятствовании свободным перетокам газа на европейском рынке. При этом Словакия и Венгрия вряд ли будут жаловаться, потому что в случае конфликта могут лишиться выгодного сотрудничества.