Революционный порыв греческих левых радикалов рискует разбиться о формировавшиеся годами правовые структуры еврозоны. Окончательное решение Евросоюз примет 12 июля, пишет Deutsche Welle.
Греческое правительство готовится к выпуску государственных долговых расписок для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, сообщила в среду, 8 июля, солидная консервативная афинская газета "Катемирини". Министерство финансов тут же опровергло эту информацию, хотя звучит она вполне правдоподобно. Ведь уже через несколько дней Греции на самом деле может понадобиться что-то, что временно заменит валюту евро, пока в обращение не поступят свеженапечатанные драхмы.
От Алексиса Ципраса ждут подробного плана реформ
Дело явно идет к выходу Греции из еврозоны, хотя политические лидеры Евросоюза - кто вполне искренне, а кто "по долгу службы" - заявляют, что не хотят так называемого Grexit, а харизматичный греческий премьер Алексис Ципрас продолжает улыбаться, создавая впечатление, что всеобъемлющая договоренность вот-вот будет достигнута.
Теоретически это, действительно, еще возможно. Для этого греческое правительство должно, прежде всего, представить развернутый план того, что, как и когда оно собирается сделать для оздоровления государственных финансов и повышения конкурентоспособности экономики. Поскольку на референдуме 5 июля греческий народ по рекомендации именно этого правительства сказал решительное "нет" мерам жесткой экономии и рыночным реформам, то возникает вопрос: как Афины собираются, к примеру, добиться того, чтобы доходы госбюджета превышали его расходы, ведь это ключевое условие того, чтобы прекратить накапливать все новые долги?
Министры финансов еврозоны ждали такого плана от своего нового греческого коллеги Евклида Цакалотоса на экстренном заседании Еврогруппы в Брюсселе во вторник, 7 июля. И были немало удивлены, когда он приехал без каких-либо письменно закрепленных предложений. На состоявшемся вечером того же дня в Брюсселе экстренном саммите глав государств и правительств 19 стран еврозоны было решено, что Греция представит свою программу реформ до четверга, 9 июля, после чего ее изучат и обсчитают европейские эксперты, а в субботу рассмотрят министры финансов еврозоны.
Первый шаг на пути к третьему пакету помощи сделан
После этого в воскресенье, 12 июля, на экстренном саммите лидеров уже всех 28 стран-членов Евросоюза должно быть принято окончательное решение: предлагать Греции новый, третий по счету пакет помощи объемом в несколько десятков миллиардов евро или признать ее выход из еврозоны неизбежным. Председатель Европейского совета Дональд Туск прямо заявил, что ближайшее воскресенье – это "последний срок" для достижения принципиальной договоренности.
На пресс-конференции после саммита 7 июля канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) пояснила, что европейцы ждут от Афин "очень подробных предложений" относительно долгосрочного развития Греции. Только если такая перспективная программа окажется убедительной, можно будет обсуждать вопрос о том, как профинансировать деятельность греческого государства в ближайшие дни и недели до тех пор, пока рассчитанный на несколько лет третий пакет не будет принят и утвержден.
Первый шаг на пути к такому пакету греческое правительство сделало. В среду, 8 июля, оно, как и было оговорено накануне, официально запросило финансовую помощь на три года у европейского стабилизационного фонда ESM. Он предоставлением денег Греции еще не занимался – до сих пор ее выделял стабфонд EFSF.
ESM будет строже предыдущего стабфонда
Однако его полномочия истекли 30 июня вместе с завершением второго пакета помощи, из которого греческое правительство так и не отозвало транш в более чем 7 миллиардов евро, поскольку с апреля затягивало переговоры с кредиторами в надежде заставить их в условиях цейтнота принять свои условия.
В ESM действуют более строгие правила предоставления финансовой помощи, чем в EFSF. Начать с того, что этот стабфонд имеет право выделять деньги только в ситуации угрозы для стабильности всей еврозоны. До сих пор в Брюсселе отрицали, что кризис в Греции может перекинуться на другие страны валютного союза. Так что Еврокомиссии (правительству ЕС) придется изловчиться и срочно доказать обратное.
Но предположим, что она пойдет и на эту уступку Афинам. Тогда страны еврозоны должны будут официально поручить ESM начать переговоры с Грецией, причем мандат на такой шаг правительствам Германии, Нидерландов и Эстонии придется запросить у своих парламентов, а те настроены в вопросе дальнейшей помощи Афинам весьма скептически. Захочет ли, к примеру, Ангела Меркель рисковать у себя в стране правительственным кризисом ради греческих предложений, если они покажутся ей не очень убедительными?
Сможет ли ЕЦБ продолжить финансирование греческих банков?
Однако допустим, что переговорам все-таки будет дан зеленый свет. На них ESM обязан будет выдвинуть более строгие условия предоставления финансовой помощи, чем те, которые греческие избиратели отвергли на референдуме 5 июля. Примет ли их парламент в Афинах, где тон задают сейчас левые радикалы из движения СИРИЗА и правые, антиевропейски настроенные популисты?
Совершенно очевидно, что переговоры будут трудными и растянутся как минимум на несколько недель. А если удастся достичь компромисса, то его еще предстоит утвердить все тем же парламентам Германии, Нидерландов и Эстонии.
Кто все это время будет обеспечивать платежеспособность правительства в Афинах и ликвидность греческих банков, которые не могут же вечно оставаться закрытыми? Теоретически это (хотя бы частично) может взять на себя Европейский центральный банк (ЕЦБ), однако он все последние недели и так уже действовал по меньшей мере на грани своих полномочий и без особого политического мандата вряд ли увеличит экстренное финансирование греческих банков.
Вот и получается, что революционный порыв афинских левых радикалов рискует просто разбиться о формировавшиеся годами правовые структуры еврозоны и Евросоюза. И тогда греческому правительству придется-таки с понедельника, 13 июля, озаботиться печатанием долговых расписок.