Глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев констатировал, что в случае проигрыша в арбитраже "Газпрому" по контракту купли-продажи газа сумма $38 млрд, которую российская компания требует по условию "бери или плати", будет неподъемна для "Нафтогаза Украины". Об этом пишет "Интерфакс".
При этом, комментируя ситуацию в эфире "24 канала", Коболев заявил, что государство Украина не является гарантом по коммерческому спору между НАК и "Газпромом" как юридических лиц.
В то же время он отметил, что оптимистично настроен в части принятия трибуналом решения в пользу НАК.
Ранее Коболев сообщал, что стоимость ГТС Украины снизится в пять раз в случае полного прекращения по ней транзита российского газа в Европу. По его словам, реализация такого сценария возможна в случае строительства "Северного потока-2" и двух веток "Турецкого потока". На данным момент он оценил стоимость газотранспортной системы (ГТС) страны в $30 млрд.
Украинские претензии
"Нафтогаз Украины" по "транзитному" иску требует передать его права и обязанности по транзитному договору "Укртрансгазу" как оператору газотранспортной системы страны согласно требованиям Третьего энергопакета, а также изменить методику расчета транзитного тарифа в соответствии с европейскими стандартами и положениями энергетического и антимонопольного законодательства Украины и ЕС.
В августе 2016 года в "Газпроме" сообщили, что уточненная сумма требований "Нафтогаза" составила свыше $14,23 млрд - эти требования касаются спора вокруг договора купли-продажи. По транзитному контракту Украина требует от РФ еще $8,2 млрд.
При этом российская корпорация также подала иск в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма к "Нафтогазу" - за неоплаченный газ. За счет требований по условию "бери или плати" сумма иска была увеличена до $31,75 млрд. В"Нафтогазе" не исключают, что общая сумма требований "Газпрома" по содержащемуся в контрактах 2009 года и оспоренному в суде принципу "бери или плати" до 2020 года может составить $60 млрд.
Россия уже заявила, что считает нецелесообразной изъятие принципа "бери или плати" из газового контракта с Украиной до решения Стокгольмского арбитражного суда.