Запуск амбициозного проекта президента Александра Лукашенко — Белорусской АЭС — запланирован на декабрь 2019 года (второй блок — в конце 2020 года), но задолго до него атомная электростанция стала яблоком раздора для соседних балтийских стран. Литва даже провела специальный закон, который запрещает покупку энергии от подобных атомных станций. В то же время Латвия до сих пор не исключила для себя возможности покупать белорусскую энергию по сходной цене.
Неделю назад посол Литвы в Латвии Артурас Жураускас заявил порталу Delfi: "Мы считаем, что строительство Островецкой атомной станции — это не проект Беларуси, а проект Москвы. Он больше не экономический, а стратегический и политический, потому что стоимость возведения такой станции не имеет шансов окупиться. А с учетом того, что строительство начато с нарушением всех возможных природоохранных конвенций и правил, оно непрозрачно — мы считаем, что оно должно быть остановлено". Посол сообщил, что Литва ждет поддержки своей позиции от балтийских соседей и друзей в ЕС.
Национальный пресс-центр республики Беларусь организовал для латвийских журналистов пресс-тур на атомную станцию, где руководство АЭС ответило на все вопросы и показало строящийся объект.
Для справки: атомную электростанцию в Беларуси строят не впервые. В 80-х годах под Минском уже начинали строительство АЭС, но после аварии в Чернобыле проект был заморожен — сегодня на том месте работает обычная ТЭЦ-5. Так совпало, что строил ее нынешний гендиректор БелАЭС Михаил Филимонов.
Тема строительства своей атомной станции в республике, которая пострадала от чернобыльской радиации больше всех других в СССР, всегда была особенно чувствительной. Тогда в 1986 году в зону радиоактивного загрязнения попало около трех тысяч белорусских населенных пунктов. Сотни тысяч людей были эвакуированы и потеряли здоровье. Только 1991 по 2010 годы на ликвидацию последствий аварии потратили около 20 млрд долларов и продолжают тратить. С 1988 года на территории Беларуси действует единственный в мире Полесский государственный радиационно-экологический заповедник с особым режимом. (С подробностями последствий можно ознакомиться на сайте агентства Belta).
Тем не менее в 2005 году президент Лукашенко воскресил тему своей АЭС в рамках нового энергетического плана страны.
Что из себя представляет энергетический план Лукашенко?
Коротко: снизить энергозависимость от России, модернизировать систему, построить АЭС
На сегодня 85% энергоресурсов Беларуси импортируется, причем 95% топлива поступает из России, в том числе — 20 млрд кубометров газа.
С 2005 года Александр Лукашенко объявил решительный бой за снижение энергетической зависимости: по плану президента, модернизировали старые станции, запустили три современных парогазовых установки по 400 МВт, две новых гидроэлектростанции, большую часть коммунального тепла перевели на местное топливо (щепу и торф), предприятиям спустили строгие нормы потребления энергии на создание единицы каждого вида продукции…
По сведениям Минэнергетики, новая "линия партии" уже дает свои плоды: если раньше на производство 1 кВт/ч энергии требовалось 330 г условного топлива, то теперь — на 100 г меньше; если в 2000 году на создание 1000 долларов ВВП тратили 800 кг топлива, то теперь — 160 кг. "Сегодня мы самые эффективные среди стран бСССР. Это уровень Канады и Финляндии", — с гордостью уточнила пресс-секретарь Минэнергетики Жанна Зенькевич.
Главный же козырь плана Лукашенко — своя атомная станция, которая могла бы покрыть 40% потребностей республики (два блока по 1200 МВт), а в идеале — приносить доход с продаж излишков.
Как дела с 'прозрачностью' белорусской 'стройки века'?
Коротко: все желающие посмотреть и поконтролировать — you are welcome!
По словам замминистра Михадюка, за последние годы не было и месяца, чтобы станцию не посетили иностранные журналисты, специалисты и эксперты. Всего две недели назад встречали журналистов из Литвы. Латвийских журналистов водили вместе с представителями мирового информационного агентства Bloomberg. В Островце побывала делегация послов всех аккредитованных в Беларуси стран. Правда, говорят, литовского дипломата среди них не было.
"Ни одной претензии от литовских специалистов в области атомной энергетики к нам не поступило, — сообщил Михадюк. — Все претензии — только от политиков… Все свои обязательства в рамках конвенций по атомной энергетике и охране природы Беларусь выполняет, тесно работает с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и Всемирной организацией операторов атомных станций, представители которых регулярно сюда приезжают. В том числе лично руководитель МАГАТЭ Юкия Амано".
Зачем взяли россиян в генподрядчики и одолжили 10 млрд у России?
Коротко: потому что российский проект признан самым безопасным, к тому же Россия дала выгодный кредит
На просьбу Delfi прокомментировать заявление литовского посла в Латвии, что БелАЭС — политический проект Москвы, замминистра Михадюк ответил эмоционально: "Глупость полная!" По его словам, все решения по проекту Беларусь принимала на конкурсной основе.
"Прежде чем остановиться на каком-то конкретном проекте, мы определили для себя, что это должен быть водо-водяной реактор (в Чернобыле был графито-водяной, — прим. Ред.) — на сегодня он самый надежный и распространенный в мире. Причем самый современный проект — поколения 3+. Мы провели переговоры с ведущими производителями мировых ядерных технологий из США, Японии, Кореи и остановились на самом безопасном, российском проекте. Важную роль сыграло и то, что Российская Федерация предоставила нам правительственный кредит на выгодных условиях. Были и от других стран предложения по проектам и кредитам, но там проекты были слабее".
Пресс-секретарь Жанна Зенькевич уточнила, что кредит в 10 млрд долларов планируют окупить за 16,5 лет, притом что заложенный запас прочности БелАЭС — 60 лет и более.
Сегодня на строительной площадке станции из 5000 работников около 600-700 человек — россияне, они занимаются работами, для которых у белорусов нет нужного опыта. В том числе монтаж реактора ведет российская компания с опытом — Атомстройэкспорт (входит в группу РосАтом), которая строит станции по всему миру.
К слову, строительство линий электропередачи с БелАЭС Беларусь ведет совместно с китайской компанией NCPE — их цена оказалась самой конкурентоспособной. Более 300 миллионов долларов будут вложены в тысячи километров линий электропередачи. Тут финансирование ведется за счет кредита "Эксимбанка" Китая.
Интересный факт: на строительстве БелАЭС работает несколько специалистов с Игналинской АЭС, в том числе — начальник смены реакторного цеха.
Почему выбрали место так близко к Литве?
Коротко: имеем право; в мире строят, где хотят; это было самое надежное место
Поскольку на вакантном со времен СССР месте под Минском уже стоит ТЭЦ-5, стали искать другую подходящую площадку.
С этой целью, по рассказу замминистра, пробурили более 400 многокилометровых отверстий в земле. Выбрали 72 пункта по всей Беларуси, из которых отсортировали сперва 15, а потом, на конкурсной основе, оставили три: два — в Могилевской области, одну — в Верхнедвинске, в 20 км от латвийской границы в районе Краславы.
На первых двух площадках нашли "осложняющий фактор" — меловые отложения на глубине, которые при вымывании создавали потенциальную опасность образования карстовых пустот. На Верхнедвинской площадке обнаружилось близкое залегание подземных вод. Лишь после этого на кон поставили ранее считавшуюся альтернативной Островецкую площадку. "Международные эксперты признали, что она соответствуют всем критериям безопасности и стоит на прочной геоплите с глубоким залеганием подземных вод", — пояснил замминистра.
Насчет близости Вильнюса у руководства БелАЭС готов развернутый объект — карта, в которой обозначено множество станций мира, расположенных еще ближе к крупным городам: словенская АЭС — 39 км от Загреба, швейцарская — 43 км от Цюриха, ленинградская — в 18,5 км от Санкт-Петербурга… "Международных норм на сей счет нет, — уточнил замминистра. — Кстати, сама Литва собиралась строить Висагинскую АЭС на площадке, где не провели ни одного исследования! В обосновании же написали, что место выбрано в связи с тем, что рядом — инженерные сети. Разве это не двойные стандарты?!"
Опасна ли БелАЭС в целом и для Литвы в частности?
Надо ли опасаться последствий того, что один реактор упал?
На фото: зелененький в центре - новый реактор для первого блока.
Коротко: не упал, а соприкоснулся с землей, да и поменяли его уже
10 июля во время перемещения 330-тонный корпус реактора для первого блока БелАЭС проскользнул по стропам и соприкоснулся с землей. Оказалось, что строители-субподрядчики нарушили инструкцию ("человеческий фактор"). По данным начальника реакторного цеха Сергея Горина, нештатная ситуация не повредила корпус, но Беларусь все же приняла решение корпус заменить.
В итоге в первый блок поставили реактор, предназначавшийся для второго блока. А на второй блок привезут реактор, который делали для идентичной Балтийской АЭС в Калининграде. Транспортировка в Беларусь второго реактора тоже не избежала происшествий: во время маневровых работ корпус коснулся защитными чехлами опоры электропередачи. Ситуацию тщательно изучили, но серьезных последствий не обнаружили.
Куда отправятся радиоактивные отходы?
Коротко: в спецбассейн охлаждаться, в Россию на переработку и снова в дело
Как рассказал Сергей Горин, отработанное топливо реактора — двуокись урана — отправят на три года охлаждаться в бассейн выдержки. После этого специальная служба погрузит его в контейнеры и отправит на завод по переработке ядерных отходов. Причем объем бассейна выдержки позволяет выгружать в него отработанное топливо 10 лет, да еще останется место для полной выгрузки активного топлива в случае чего.
"Американцы такое топливо просто захоранивают. Но на самом деле, в отработанном топливе много ценных материалов. В России есть технологии, по которым такие "отходы" облучают, после чего их можно снова использовать в реакторах на быстрых нейтронах. Не потребуется хранить его сотни лет в хранилищах. Все расходные материалы — российские, но топливный контракт долгосрочен, и предусматривает возможность в случае чего перейти на топливо другого производителя — в том числе, американского".
Насколько этот проект оправдан экономически?
Коротко: ученые говорят, что выгодно, не хотите покупать — сами будем пользоваться
Этот момент многие мировые эксперты считают одним из самых шатких в проекте БелАЭС. Ведь решение о строительстве станции принималось, когда цены на природный газ были на пике, после чего цены на природный ресурс стремительно пошли вниз. Ко всему прочему, потенциальные покупатели — страны Балтии — мало того что решили выйти из постсоветского энергетического кольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва) и синхронизироваться с электросетями стран ЕС, так еще и подумывают о введении особой импортной пошлины на белорусское электричество.
"Думаю, это политическое решение, — говорит замминистра Михадюк. — Пройдет время, и экономика приведет в чувство некоторых политиков. После вывода из эксплуатации атомной станции в Литве (Игналине) у них резко выросла стоимость энергии. Разве это здорово для населения и экономики? Потому Литва и приняла решение о строительстве новой атомной станции в Висагинасе, понимая, что экономика задохнется без своей атомной энергии. Но их проект не состоялся, потому что мы опередили и в Калининграде начали строить, а у них не нашлось инвесторов. Вот вам и одна из причин решений, которые сегодня принимаются. Пусть вводят пошлину! Не будут покупать — просто отключим часть мощностей других белорусских станций, чья себестоимость энергии выше атомной. Будем производить для внутреннего рынка…"
По словам министра, помимо прямой экономической выгоды от снижения цен на национальные продукты, страна ждет от станции и мощный косвенный эффект: "Новая высокотехнологическая отрасль в стране — это развитие национальных кадров, движение вперед науки, повышение общего интеллектуального уровня страны и ее новый атомный статус".
Что думают про БелАЭС жители соседнего города Островец?
Коротко: Чернобыль помним, но уж очень хорошо жить стало
В находящемся в 18 км от станции населенном пункте Островец в 2010 году проживало 8,5 тысячи жителей. Для обеспечения нужд станции в нем строятся три дополнительных современных микрорайона, школа, больница, детсады. Уже сегодня население выросло до 12 тысяч человек, что позволило Островцу получить статус города. Уровень одобрения строительства АЭС здесь - самый высокий по стране: по последним опросам, 65% населения — за, в среднем по стране - чуть более половины жителей, чем ближе к столице - тем одобряющих меньше.
Планируют, что в перспективе число жителей вырастет до 20-25 тысяч. Квартиры в новых домах получат персонал станции, который достигнет 2300 человек. С учетом коэффициента семейности, это 7 тысяч жителей. Плюс учителя, медики, работники сферы обслуживания…
Встреченная на улице молодая мама с коляской сообщила, что сама она — родом из ближней к АЭС деревни Шульники. "В моей семье в Чернобыле никто не пострадал, но в Беларуси все хорошо понимают, что такое радиация. С другой стороны, наш район расцвел на глазах, а у мужа появилась хорошая работа — он инженер на постройке станции. Пока у нас есть работа и новое жилье — мы отсюда никуда".
Может ли Латвия рассчитывать на свою долю в атомном пироге?
На фото (слева направо): начальник учебно-тренировочного центра Владимир Горин, гендиректор станции Михаил Филимонов, замминистра энергетики Михаил Михадюк.
Коротко: почему нет, даже если присоединитесь к энергосетям Европы, можем отдельную ветку соорудить
Министр рассказал, что даже сегодня белорусская энергия в небольших объемах поставляется как в Латвию, так и в Литву — как через европейский рынок Nord Pool, так и прямые продажи, когда "мы оказываем аварийную помощь Литве в случае нештатных ситуаций в их энергосистеме, что бывает часто. По переходу на европейские сети сперва называли 2020-й год, сегодня уже поговаривают про 2025-й год. Мы к этому готовы".
Тем не менее, по словам министра, даже после выхода из кольца БРЭЛЛ, организовать продажи электричества в Балтию можно: "Нам несложно построить инверторы, чтобы белорусская энергосистема могла работать параллельно с западной. Сегодня под принятием решений в ряде стран есть политическая подоплека, но на свободном рынке всегда прав покупатель — он будет покупать то, что дешевле и качественнее. Политические решения обычно приходят к тому, что диктует экономика и потребитель".
Что сказал латвийский посол в Беларуси?
Коротко: литовцев понять можно, белорусы имеют право, МАГАТЭ бдит, про покупку — погадаем
Посол Латвии в Беларуси Мартиньш Вирсис считает, что каждая страна имеет право создавать АЭС на своей территории: "Мы исходим из того, что эта станция будет построена, а значит, наша главная забота — ядерная безопасность, чтобы проект отвечал международным евростандартам и прошел все стресс-тесты. Насколько мне известно, Беларусь сотрудничает с МАГАТЭ. Мы работаем над соглашением между Латвией и Беларусью по обмену информацией о ядерной безопасности".
Посол выразил понимание и протестного настроения литовцев: "Это очень близко к их рубежам и столице, что рождает череду проблем, если безопасность не будет соблюдаться… Но мне трудно обсуждать политическую и экономическую компоненту проекта. Мы знаем, что подобного типа электростанцию строят в Финляндии". По словам Мартиньша Вирсиса, отношение к АЭС в самой Беларуси — тоже неоднозначное: "Например, местные активисты зеленого движения выступают против". В ответ на вопрос, будет ли Латвия закупать энергию у Беларуси, посол предложил журналистам… погадать на кофейной гуще.