Почему лихорадит валютный рынок Турции и чем это грозит ей и миру? Русская служба Би-би-си собрала две истории турецкой экономической болезни: краткую (100 слов) и более полную (500).
Симптомы
- Лира рухнула на 45%
- Акции подешевели вдвое
- Инфляция - почти 20%
- Дефицит текущего счета - $57 млрд
Причины
Внутренние экономические:
- Высокая инфляция - высокие ставки кредитов в лирах. Поэтому банки и бизнес назанимали $200 млрд за границей.
- Скудные природные ресурсы - зависимость от импорта.
Внешние экономические:
Внутренние политические:
- Сомнения в независимости ЦБ и адекватности экономической политики.
- Ослабленные чистками институты: суды, пресса, оппозиция.
Внешние политические:
- США ввели санкции и пошлины на металлы.
- Эрдоган обостряет конфликт.
Последствия
- Дефолты, банковский кризис, увольнения, спад кредитования и потребления - вероятность первой рецессии за 8 лет.
- Убытки европейских банков.
- Пострадают похожие рынки: Россия, ЮАР.
- Есть и хорошие новости: отдых в Турции дешевеет.
Симптомы
Турецкая лира обесценилась на 45% с начала года, из них на 25% - за последнюю неделю. Фондовый рынок упал на уровни, не виданные с кризисного 2009 года. Годовой темп роста цен достиг 16% и ускоряется - такого не было уже 15 лет. Турции неохотно дают в долг: еще в апреле она могла занять под 12% годовых, теперь - 20%. Дефицит валюты обостряется: в годовом текущем счете дисбаланс на $57 млрд.
Причины
Внутренние экономические причины: высокая инфляция, зависимость от импортных товаров и капитала.
Из-за инфляции внутренние ставки кредитов превышают 10%, поэтому турецкие компании и банки привыкли опираться на дешевые внешние займы: они должны свыше $200 млрд в евро и долларах. Их нужно возвращать, а выручка у них в лирах. Так что спрос на валюту гарантирован, а ее предложение - нет. И вот почему.
Внешние экономические причины: рост ставок в США и цен на нефть.
Мировая экономика постепенно оправляется от кризиса десятилетней давности, и центробанки развитых стран перестают накачивать экономику деньгами. Ставки в США растут, инвесторы продают доходные, но рисковые активы развивающихся рынков и перекладываются в надежные и снова доходные активы в долларах. Неудачное время для Турции.
К тому же, она не богата ресурсами и зависит от экспорта энергоносителей. Нефть дорожает, что лишь увеличивает спрос на валюту в Турции.
Внутренние политические причины: автократия, слабость институтов, неадекватная политика.
Проблемы экономики несложно смягчить, а инвесторов - успокоить, если ответить на вызов в общепринятой и понятной манере. Однако Эрдоган выбрал свой путь.
При ускорении инфляции и падении валюты центробанки традиционно повышают ставки. Так делали Россия, Аргентина и многие другие. Инвесторы ждали этого, но Эрдоган выступил против. ЦБ не стал ужесточать политику, его независимость оказалась под сомнением. С учетом того, что Эрдоган увлеченно укрепляет свою власть, рушит институты, не терпит критики, а экономическую политику доверил зятю, инвесторы все меньше верят в способность властей Турции адекватно ответить на кризис, а не усугубить его неуклюжими действиями.
Внешние политические причины: спор с США.
Эрдоган считает, что США пошли на него экономической войной. Он рассчитывает выстоять в открытом противостоянии с крупнейшей экономикой мира и Дональдом Трампом.
Эрдогану не нравится, что Америка не выдает его главного врага - Фетхуллу Гюлена - и поддерживает курдское ополчение в Сирии. Обострение отношений с Трампом обернулось санкциями США в отношении двух министров Эрдогана и пошлинами на турецкие сталь и алюминий.
Они и сыграли роль сквозняка, на котором простудилась ослабленная турецкая экономика.
Последствия
Девальвация разгонит инфляцию, поскольку Турция сильно зависит от импорта. Падение лиры затруднит обслуживание валютных долгов. У бизнеса начнутся проблемы, одними из первых пострадают девелоперы, что положит конец строительному буму. Дефолты ударят по занятости - компании начнут увольнять людей - и по финансовой системе. Банки перестанут кредитовать экономику, люди станут меньше тратить.
Все это чревато рецессией - первым падением экономики после 8 лет роста.
Паника может перекинуться на другие развивающиеся рынки: турецкий эффект уже почувствовали в России и Южной Африке. Европа тоже может пострадать, поскольку ее банки активно кредитовали Турцию.
В крайнем случае истощения валютных запасов Турции может потребоваться помощь МВФ, однако шансы быстро договориться не высоки, поскольку денег потребуется много, а готовность Эрдогана выполнять рекомендации фонда вызывает сомнения.
Но нет худа без добра. От девальвации выиграет экспорт товаров и услуг, турецкие товары подешевеют, турецкие пляжи и гостиницы станут доступнее. Импорт подорожает, поэтому люди меньше будут покупать, что смягчит причину девальвации - дефицит валюты из-за перекоса платежного баланса.