Foto: LETA

В Каспийском море возобновилась добыча кильки, но составить конкуренцию знаменитым балтийским шпротам она пока не может. Использование каспийской рыбы в качестве сырья для популярных "шпрот в масле" российским ГОСТом пока не предусмотрено, пишет портал РБК.

Как рассказал РБК представитель компании "Балтийский берег", называющей себя одним из крупнейших производителей готовой рыбной продукции в России, предприятие еще в 2019 году планировало перенести в Дагестан мощности своего крымского завода для переработки каспийской кильки.

Сейчас компания использует выловленную в Каспийском море рыбу для производства кильки холодного копчения, но производство шпрот не запущено, уточнил представитель "Балтийского берега".

Дело в том, что консервы как вид продукции должны иметь регистрационный ассортиментный знак, присвоенный отраслевым Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Но для кильки, выловленной в Каспийском море, необходимый ассортиментный знак на консервы "Шпроты в масле из обыкновенной и анчоусовидной кильки", отсутствует и, иными словами, производство шпрот из нее не допускается, поясняет представитель "Балтийского берега".

Промышленный вылов кильки, из которой делают популярные рыбные консервы, возобновился на Каспии в 2019 году после длительного перерыва, связанного с экологическими причинами. В конце 1990-х годов в Каспийское море попал хищник — гребневик мнемиопсис, который уничтожил всю кормовую базу кильки и вызвал массовую гибель рыбы от голода.

Но в 2020 году на Каспии добудут около 9,7 тыс. т кильки, что почти в пять раз превышает улов прошлого года.

Одновременно в России в год продается около 130 млн упаковок шпрот в масле, из-за рубежа ввозится не более 10% всех продаваемых консервов, более половины производят предприятия Калининградской области.

Раньше крупнейшим поставщиком шпрот для России были страны Балтии — до 2006 года 65% всех продаваемых в России таких консервов поступали из Латвии и Эстонии. Но эта продукция привлекла внимание российских контрольно-надзорных органов: в 2006 году Роспотребнадзор выявил в латвийских шпротах нарушения (превышение максимально допустимого уровня бензпирена) и ввел запрет на их ввоз в страну, который был полностью снят в 2008 году.

В 2014 году Латвия, по данным ВАРПЭ, почти половину всех произведенных шпрот — 30,2 тыс. т — отправляла в Россию.

В 2017 году Россельхознадзор снял запрет на поставку в Россию продукции двух предприятий Латвии и Эстонии, но это существенно не повлияло на ситуацию.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!