После периода стагнации латвийская экономика в этом году будет расти. Рост будет основываться на внутреннем спросе, обоснованном подъемом потребления домохозяйств, а также тратами и инвестициями государственного сектора, в том числе в сфере обороны. Об этом говорится в новом экономическом обзоре Swedbank.
Экспортный путь не будет гладким. Несмотря на отдельные более положительные месяцы, в этом году в целом мы ожидаем спад объемов экспортируемых товаров и услуг. Самый резкий рост экспорта мы надеемся увидеть в конце года и в следующем году, когда восстановление экспортных рынков поможет мощнее расти и латвийской экономике.
Различия курсов экономик и центральных банков мира
Устойчивость экономики США продолжает удивлять. В известной мере это заслуга поддерживающей фискальной политики, к тому же помогают впечатляющее повышение продуктивности и наплыв рабочей силы, которому способствует иммиграция. При этом из-за структуры экономики влияние ограничивающей монетарной политики на экономику США проявляется позже, чем, например, в еврозоне, где уже два года мы наблюдаем стагнацию. В начале нынешнего года экономика еврозоны также пребывала в стагнации. Появляется все больший зазор между европейскими странами. Былая движущая сила и важный для нас торговый партнер – Германия – флиртует с рецессией. В то же время в южных странах, например, в Италии и Испании, виден не только рост в секторе услуг, но и даже сигналы восстановления обрабатывающей промышленности. Главная хорошая новость в Европе в том, что рынок труда по-прежнему очень устойчивый, а низкая инфляция означает, что покупательная способность постепенно улучшается. Экономика еврозоны в этом году по-прежнему будет стагнировать (+0,4%), но более стремительный рост она продемонстрирует в 2025 году (+1,4%).
Отступление инфляции в США происходит не так быстро, как прогнозировалось, поэтому представители Федеральной резервной системы (ФРС) уже высказались в том смысле, что еще не пришла пора уменьшать ставки. Мы прогнозируем, что ФРС может начать уменьшать процентные ставки позже – в сентябре. В свою очередь, Европейский центральный банк (ЕЦБ) – значительно ближе к достижению инфляционной цели. Прогноз Swedbank и сказанное самими представителями ЕЦБ свидетельствует о том, что ЕЦБ начнет уменьшать ставки в июне. До этого времени мы еще надеемся увидеть новые данные, которые подтвердят наши прогнозы о сокращающейся инфляции и уменьшении столь стремительного роста зарплат. Ставка депозита овернайт ЕЦБ, за которым довольно строго следует и EURIBOR, с нынешних 4% сократится до 3% в конце нынешнего года. Дальнейший спад будет наблюдаться и в 2025 году, когда ставка стабилизируется в районе 1,75%.
Инфляция – низкая, но риски сохраняются
Swedbank прогнозирует, что инфляция в этом году в Латвии будет в размере 1,5%. В 2024 году инфляцию вниз по-прежнему будут тянуть низкие цены на энергоресурсы, влияние чего лишь постепенно и с запозданием отображается в потребительских ценах. В свою очередь, в течение следующего года эти эффекты цен на энергоресурсы, уменьшающие инфляцию, исчезнут. К тому же после намеченной на 2025 год десинхронизации от контролируемой Россией сети электроснабжения БРЭЛЛ цены на электричество в странах Балтии могут стать более высокими и более подверженными колебаниям, чем сейчас. С улучшением темпов экономического роста более здоровый спрос будет способствовать немного более быстрому росту цен (2,5%) в следующем году. Направленное вверх давление на инфляцию во всем периоде прогнозирования сохранится со стороны цен на услуги. Их будет направлять все еще сильный рост зарплат (8% в этом году и 7,5% в следующем).
Правда, инфляционных рисков предостаточно, и они в основном связаны с геополитикой. Один из них – вероятное дальнейшее обострение конфликта на Ближнем Востоке. Чем больше обострений в этом богатом ресурсами и важном для мировых перевозок регионе, тем больше вероятность того, что внезапно могут вырасти, например, цены на энергетическое сырье (нефть, природный газ). При реализации подобного сценария жителям Европы и Латвии вновь пришлось бы пережить повышение потребительских цен. К тому же возвращение инфляции и даже только риск того, что инфляция вновь может вспыхнуть, будет влиять на решения монетарной политики. Это может означать, что ЕЦБ не начнет уменьшать процентные ставки в июне или как минимум – не будет уменьшать их так стремительно, как прогнозируется сейчас. Другие центральные банки, скорее всего, также в таком случае могут воздержаться от уменьшения ставок, и в худшем варианте (если мировые цены на сырье существенно вырастут) ставки могут даже быть подняты. Еще один период высокой инфляции в комплекте с длительно растущими процентными ставками перенес бы восстановление роста экономики на более позднее время.
Внутренний спрос будет поддерживать латвийскую экономику
Стремительный рост зарплат в долгосрочной перспективе создаст риски для конкурентоспособности наших предприятий. В свою очередь, положительным аспектом повышения зарплат, конечно, является тот факт, что покупательная способность населения улучшается. Несмотря на более быстрый, чем прогнозировалось, рост безработицы в конце прошлого года, рынок труда по-прежнему оценивается как устойчивый. Мы уже, скорее всего, преодолели пик безработицы (около 7% в начале года), поскольку новейшие доступные данные по зарегистрированной безработице свидетельствуют об уменьшении безработицы в апреле. Низкая на историческом фоне безработица, резкий рост зарплат вкупе с медленной инфляцией улучшат настроение потребителей и будут способствовать желанию тратить. Таким образом, одной из движущих сил экономики будет частное потребление.
Экономика Латвии в этом году будет расти, однако темп прироста будет снижен (1,4%). Развитию экономики будут способствовать не только домохозяйства, но и публичный сектор. Ожидается сравнительно стремительный рост инвестиций и под влиянием фондов ЕС и проектов Rail Baltica, и как вклад со стороны трат на оборону и инвестиций в нее. В свою очередь, частные инвестиции в этом году будут невыразительными, и об их восстановлении можно будет говорить, скорее всего, лишь в 2025 году, когда процентные ставки будут ниже, а спрос в экономике – сильнее.
Государственный сектор в этом году будет иметь положительное влияние на ВВП, однако "другая сторона медали" – это больший бюджетный дефицит. Уже сейчас мы видим, что из-за замедления экономического роста и снижения инфляции государственный кошелек не пополняется так, как прогнозировало Министерство финансов. Это означает, что бюджетный дефицит в этом году может превысить 3%, и нынешние планы министерства по расходам позволяют думать, что есть риск превысить эту установленную Европейской комиссией границу дефицита и в 2025 году. Даже если превышение дефицита будет оценено как небольшое и краткосрочное, скорее всего, мы увидим усиленный надзор со стороны Европейской комиссии и столкнемся с ее требованием уменьшить все расходы по государственному бюджету или же увеличить доходы, что ограничило бы рост экономики.
Путь восстановления экспорта не будет гладким
В этом году экономика Литвы будет расти подобно нашей (1,8%), а экономики других наших торговых партнеров – стран еврозоны и Швеции – по-прежнему будут стагнировать, в свою очередь, в Эстонии даже продолжится спад. Поэтому ясно, что экспорт в этом году не будет поддерживать латвийскую экономику. Правда, в конце прошлого года показатели товарного экспорта позитивно удивили, да и в начале года экспорт держался хорошо. Однако взгляд предприятий на экспортные заказы по-прежнему весьма мрачный на историческом фоне. Поэтому, скорее всего, недавние положительные новости – попросту сигнал того, что путь восстановления экспорта не будет гладким: будут и более успешные, и менее успешные месяцы. Более стремительный и устойчивый темп прироста в экспорте ожидается лишь в следующем году, когда под влиянием усиления роста и снижения процентных ставок начнут восстанавливаться строительная активность и рынки жилья в странах, являющихся нашими торговыми партнерами.