Перспектива введения евро открылась перед Латвией ещё в 2003 году, когда граждане на референдуме одобрили вступление в Евросоюз. Впрочем, тогда еврозона выглядела иначе, а о всемирном экономическом кризисе никто не говорил. И все же, несмотря на утверждения евроскептиков, в начале 2003 года СМИ активно сообщали о том, что отдельного референдума по евро не будет.
Интересно, что изначально Латвия планировала присоединиться к евроклубу уже в 2008 году. Не срослось.
Трудности тучных лет
Впервые о конкретных сроках заговорил президент Банка Латвии Илмар Римшевич. Тогда он обещал, что привязка латов к евро состоится в 2005 году, а вступление в еврозону – в 2008 году. Прогноз оказался слишком оптимистическим.
Впрочем, 1 января 2005 года правительство Эйнара Репше действительно привязало латы к евро с фиксированным курсом и узким коридором валютных колебаний. Так же поступили Литва и Эстония. Не только Репше, но и Индулис Эмсис и Айгар Калвитис обещали перейти на евро в 2008 году.
Впрочем, уже в 2004 году министр финансов Оскар Спурдзиньш и эксперты БЛ заговорили о том, что Латвия вряд ли сумеет добиться соответствия Маастрихтским критериям в плане инфляции. Этому мог помешать "пузырь" на рынке недвижимости. Так и случилось. В 2007 году правительство утвердило план по борьбе с инфляцией, и на тот момент уже все понимали, что в евроклубе Латвию пока не ждут.
В 2008 году вместо ожидаемого благоденствия на страну обрушился кризис. Правительство Ивара Годманиса было вынуждено обратиться за помощью к международным кредиторам. Одним из условий получения займа было как раз выполнение Маастрихтские критериев.
Суровый надзор
В марте министр финансов Андрис Вилкс обратился в европейские структуры с просьбой подготовить внеочередной доклад по конвергенции (документ, подтверждающий готовность страны вступить в еврозону). Вопрос нельзя было считать решенным, так как в европейских кулуарах звучали разные мнения о том, нужна ли Латвия еврозоне. Например, представители Европейского центрабанка допускали, что помимо Маастрихтских критериев нужны ещё дополнительные требования.
И все же Латвии удалось заручиться поддержкой Комитета ЕП по экономике и монетарным делам, министров финансов стран ЕС (ECOFIN), Совета ЕС и Европарламента.
Европейские структуры признали, что Латвия полностью соответствует требованиям.
Критика и похвалы
Весной в Латвии побывал представитель Европарламента Буркхард Бальц, который подготовил благоприятный доклад, не поскупившись и на критику.
В документе сказано, что правительству надо больше работать над улучшением рынка труда и сокращением бедности и социального неравенства. Он также отмечает, что нужны дополнительные гарантии стабильности банков, особенно тех, которые увлекаются деньгами нерезидентов. Бальц указал и на большую зависимость Латвии от колебаний цен на рынке энергии.
Добро пожаловать в еврозону!
Разумеется, вступление в еврозону – вопрос не столько экономический, сколько политический. В связи с этим Латвия приложила немало усилий, чтобы организовать лобби своих интересов среди стран-участниц и ключевых структур. Параллельно велась активная работа, чтобы добиться приглашения ко вступлению в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD).
Ещё в начале года СМИ сообщали, что, например, Франция не готова поддержать Латвию. Тем более, что в это же время на грани дефолта оказалась Греция, которая когда-то тоже соответствовала всем критериям. К тому же, было очевидно, что вступление Латвии усилит позиции Германии, которая, в отличие от Франции и Южной Европы, поддерживает жесткое урезание расходов и суровую жизнь "по средствам".
Очевидно, латвийские лоббисты потрудились на славу. Возражения Парижа остались лишь на уровне кулуаров. Официально против евро в Латвии никто не возражал.
Куда мы вступаем?
1 января 2014 года Латвия станет 18-й страной еврозоны. С 2002 года в этот клуб входят Австрия, Бельгия, Франция, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Испания, Германия. В 2007 году присоединилась Словения, в 2008 – Кипр и Мальта, в 2009 – Словакия. Эстония вошла в еврозону в 2011 году.
Как известно, еврозона сейчас переживает не лучшие времена. Но, по словам президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, готовность Латвии ввести евро подтверждает, что альянс жизнеспособен. Впрочем, это никак не решает проблемы долгового кризиса, который охватил практически весь юг Европы, а также Ирландию. Большие опасения вызывает и Словения, которая перешла на евро всего шесть лет назад.
Германские финансисты прогнозируют, что кризис в еврозоне продлится ещё 10 лет. В общем, скучать нам не придется.