Европейский центральный банк (ЕЦБ) готовит программу количественного смягчения (QE), заключающуюся в приобретении гособлигаций стран еврозоны на 50 млрд евро в месяц сроком на один год с возможностью продления.

Об этом пишет Интерфакс со ссылкой на Financial Times.

Об этом стало известно вследствие утечки документов к январскому заседанию ЦБ, ставших достоянием общественности в среду вечером. Информация подстегнула рост на фондовых рынках.

Решение о QE считается одним из важнейших в недолгой истории ЕЦБ. Согласно среднему прогнозу 93 экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, объем QE должен был составить около 550 млрд евро.

При этом эксперты ожидают, что ЕЦБ оставит базовую процентную ставку по кредитам без изменений - на рекордно низком уровне 0,05%. Также предполагается сохранение значений двух других ставок: ставки по депозитам на уровне минус 0,2%, ставки по маржинальным кредитам - на уровне 0,3%.

Хватит ли денег

Согласно материалам к заседанию ЕЦБ, программа QE будет объявлена 22 января, ее реализация начнется 1 марта. По некоторым данным, она может идти до конца 2016 года. При сохранении стабильных объемов покупки бумаг за этот период ЕЦБ успеет потратить 1,1 трлн евро.

Решение ЕЦБ будет обнародовано в 14:45 22 января, но объявление о QE, скорее всего, будет сделано на пресс-конференции его председателя Марио Драги, которая начнется в 15:30 по московскому времени.

Предполагается, что ЕЦБ будет скупать все суверенные долговые обязательства с кредитными рейтингами инвестиционного уровня, то есть не ниже "BBB-". Государства с "мусорными" рейтингами смогут получить доступ к программе только в том случае, если они будут осуществлять реформу по согласованному с ЕЦБ плану. Вполне вероятно, что Греция получит немедленного доступа к QE и ее участие потребует дополнительных усилий.

Как пишет The Wall Street Journal, многие эксперты обсуждают, будет ли достаточно ликвидности, которую ЕЦБ вольет в еврозону. Они упускают из виду простую истину: при необходимости объем QE всегда можно нарастить, что вполне успешно продемонстрировали США и Великобритания. Вместе с тем сохраняется вопрос о том, будут ли вливания действенными: окажет ли увеличение денежной массы положительное воздействие на рост кредитования и реальной экономики, стабильность банковской системы.

Угроза дефляции

Несмотря на заверения руководителей ЕЦБ в том, что угроза явной и длительной дефляции в еврозоне невелика, дефляционные ожидания продолжают нарастать. Одним из серьезных факторов стали данные о декабрьском снижении цен в странах валютного блока на 0,2% в годовом выражении.

Однако некоторые аналитики считают, что QE в еврозоне как инструмент борьбы с дефляцией будет ошибкой. Опыт Японии, Великобритании и США показала, что количественное смягчение мало помогает усилению роста потребительских цен - во всех странах по-прежнему сохраняются тенденции к дезинфляции (замедлению подъема) и даже дефляции, пишет EconoMonitor.

Вместе с тем QE способствует повышению цен на различные активы, включая гособлигации.

Сторонники количественного смягчения утверждают, что оно обеспечивает увеличение денежной базы, необходимое для усиления инфляции. Тем не менее, и у этого утверждения хватает оппонентов. Ни в Японии, ни в США несколько раундов QE не привели к увеличению предложения денег, несмотря на раздутую денежную базу.

Отскок евро маловероятен

До утечки в среду некоторые аналитики говорили о возможном отскоке евро в случае, если объемы QE разочаруют инвесторов. Поскольку теперь стало ясно, что QE, скорее всего, даже превысит ожидания, возобновления роста единой валюты в ближайшем будущем не предвидится, отмечает агентство Bloomberg.

В целом рынок уже учел перспективны масштабного стимулирования со стороны ЕЦБ. По данным Bank of America, примерно четверть рынка гособлигаций еврозоны на из 5 трлн евро сейчас имеет отрицательную доходность по сравнению с не более 10% в октябре, что говорит о готовности инвесторов к крупным покупкам этих бумаг центробанком.

Евро с последнего пика подешевел на 12% в паре с долларом, а Швейцарский национальный банк на прошлой неделе отказался от попыток сдержать курс франка, чтобы не сражаться с ЕЦБ. Однако единой валюте вряд ли удастся избежать дальнейшей нестабильности, поскольку она остается на 40% выше долгосрочных минимумов, отмечает WSJ.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !