Когда государство спасло Parex, банк разделили на хороший — Citadele и плохой — Reverta. Последнему достались все проблемные активы, то есть долги. Компания перенимала у должников недвижимость, продавала ее и возвращала деньги в бюджет. На пике у Reverta было больше, чем полторы тысячи объектов. Для управления этой недвижимостью открывали дочерние компании, когда здание продавали, "дочку" закрывали. В разные годы у Reverta было разное число дочерних предприятий. Но есть в этом списке и две подозрительные фирмы: офшор на Британских Виргинских островах и компания на Кипре, которую условно можно назвать "полуофшором".
Важно отметить, что Reverta — не частная компания, а государственное общество капитала. Журналистам программы "Личное дело" удалось узнать, что кипрская компания Regalite Holdings Limited досталась Reverta в наследство от Parex. А вот офшор на Британских Виргинских островах - Carnella Maritime Corp - компания Reverta открыла сама для конкретной цели: перенять, а потом продать судно — сухогруз.
"Во время одного судебного процесса, как объект залога, нам надо было перенять корабль. Юрисдикцию выбрали, которая принята в судоходстве, чтобы, как можно скорее и безопаснее, обеспечить регистрацию и продажу. Мы продали корабль за несколько месяцев, деньги были получены и перечислены в Госкассу. Сейчас предприятие готовится к ликвидации", - сообщила президент Reverta Солвита Деглава.
На вопрос журналистов, почему судно не оформили в Латвии, в Reverta ответили, что в нашей стране процесс регистрации слишком сложен. Сухогруз продали три года назад. Но офшор не закрыли. Говорят, оставили на случай, если вдруг придется перенимать еще какое-нибудь судно.
Наличие офшора у госпредприятия вызывает вопросы, например, у Общества за открытость Delna. Его директор Янис Волбертс отмечает: "Если мы говорим про офшоры, у этих предприятий крайне сложно проследить, откуда идут деньги, легальные ли они? Второй вопрос: уплачены ли все налоги, которые должно было получить государство. В этом случае, все сложнее, это все делает государственное общество капитала, от которого просят еще большую прозрачность. У любого жителя есть право знать, что в этом портфеле собственности", - говорит он.
А министр экономики Латвии Арвилс Ашераденс прямо говорит, что у государственного предприятия офшоров быть не может. Кстати, о наличии таковых у Riverta министр не знал.
К весне следующего года Reverta планируют закрыть. После продажи недвижимости вернуть удалось 720 миллионов. Но в портфеле осталось еще около 100 объектов недвижимости и невыплаченные кредиты. Уже сейчас ясно, что вернуть все деньги от плохого Parex государству вряд ли удастся. Вопрос только, какой будет недополученная сумма? По прогнозам Госконтроля, минус 400 миллионов. Но в самой Reverta говорят, что подсчитывать убытки еще рано.
"Размер потерь будет зависеть от окончательных результатов продажи активов Reverta, также надо упомянуть, что Reverta судится с бывшими акционерами банка Parex, объем требований - 234 миллиона евро. Все зависит от приговоров суда и возможности взыскать эти суммы у бывших акционеров. Только после этого можно говорить об общих потерях от деятельности Reverta", - говорит Деглава.
Потом будут подсчеты, возможно, проверка Госконтроля. Но удастся ли все проверить и подсчитать? По мнению общества за открытость Delna, есть риск, что что-то может остаться для общества неизвестным.