Фрагмент письма во время интервью с министром финансов Латвии Даной Рейзниеце-Озолой продемонстрировал журналист Янис Домбурс. Министр заявила, что ей не было об этом ничего известно.
Отвечая на вопрос, готово ли министерство и регуляторы к разным сценариям развития ситуации с ABLV Bank, Дана Рейзниеце-Озола ответила, что, конечно же, готовы. "Если банк продолжит работу — это один сценарий, если не получится продолжить, то, конечно, надо быть наготове", — заявила она.
После этого между Янисом Домбурсом и Даной Рейзниеце-Озолой произошел следующий диалог:
— Как вы оцениваете мнение, что если банк не продолжит работу, в том числе не возобновит платежи в долларах, то это может создать "эффект домино" и начнется процесс отток средств неризедентов из многих латвийских коммерческих банков?
— Этот вопрос, конечно, важен и поэтому мы попросили КРФК мониторить, что происходит в других банках, в которых большая доля средств клиентов из других стран. В КРФК нас заверили, что в каждом банке есть свой регулятор и идет наблюдение и контроль денежных потоков. Если будут какие-то более активные движения или чрезмерные действия и риски, то есть возможность, что надо будет ввести в эти банки уполномоченных, чтобы контролировать ситуацию.
— То есть рассматривается сценарий введения в другие банки уполномоченных?
— Только в том случае, если появится "эффект домино". Такого эффекта пока не наблюдаем, и…
— Подождите, я не спрашиваю, что мы наблюдаем. Я спрашиваю — вы согласны или не согласны с текстом, что "есть существенные риски того, что если в ABLV Bank не возобновятся расчеты в долларах, может быть эффект домино и утечка средств из других банков"?
— Основываясь на той информации, что сейчас дает регулятор — сейчас нет существенных рисков развития такой ситуации.
— Этот текст, который я вам процитировал, КРФК написала Банку Латвии в воскресенье. Вы не видели это письмо?
— Я не видела. Я информирована о том, что регулятор дал свои оценки ситуации Банку Латвии, но регулятор в то же время… мы каждый день встречаемся…
— В общественных интересах я опубликую то, что, может быть, я не должен был бы публиковать. Вот этот текст (зачитывает текст, который вы видите выше). Это что? Министр финансов не знала о содержимом письма или вы мне лжете?
— Министр финансов не знала, министр финансов регулярно требует информацию от регулятора и регулятор уверяет, что ситуация стабильна.
— Ясно. Тогда они лгут вам.
— (Улыбается) Ну, это мы обсудим [с ними] сегодня.
История кризиса ABLV Bank
Напомним, что 13 февраля сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США (FinCEN) сообщила о том, что ABLV Bank может быть связан с отмыванием денег и подкупом должностных лиц в Латвии и банк был внесен в санкционный список США. Латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) начало проверку этой информации, позже этим же занялась Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК). Руководство ABLV Bank обвинения отвергло, но банк приостановил членство в Латвийской ассоциации коммерческих банков.
В течение недели после сообщения из банка было выведено 600 млн евро, после чего на помощь банку пришли латвийские регуляторы. 19 февраля КРФК временно приостановила платежи клиентов в ABLV Bank, что позволило остановить отток средств. Банк Латвии выделил банку кредит в размере 97,5 млн евро. В качестве обеспечения по кредиту приняты надежные ценные бумаги с высокой ликвидностью. Позже КРФК рекомендовала выделить банку еще один кредит. Министр экономики Арвил Ашераденс заявил, что деньги налогоплательщиков в банк вложены не будут. В тот же день в США пообещали, что до конца месяца в Латвию прибудут эксперты, которые разъяснят суть выявленных в банке нарушений.
Новые меры в отношении ABLV Bank КРФК пообещала предпринять в середине марта. Сам банк отменил объявленные эмиссии новых облигаций, также стало известно о том, что до стабилизации ситуации с ним новые проекты в квартале New Hanza начаты не будут. Европейский центробанк комментировать ситуацию с банком отказался.
21 февраля из-за приостановления работы со счетами клиентов банка, у многих юридических лиц возникли сложности с уплатой налогов. В СГД пообещали войти в положение.
22 февраля ABLV Bank продал треть портфеля ценных бумаг, сообщил об изменениях в руководстве и подал заявление о клевете в Генеральную прокуратуру, Бюро по защите Сатверсме, БПБК, а также в Госполицию. Сумма сделки по продаже ценных бумаг не сообщается, но ранее в банке заявляли, что общая стоимость портфеля составляет 1,7 млрд. евро.
Несмотря на то, что параллельно развиваются истории с Norvik Banka и обвинением в коррупции президента Банка Латвии Илмара Римшевича, ничего общего c "делом ABLV Bank", по заявлению спецслужб и первых лиц государства, у них нет.