Delfi TV ar Domburu: Ieva Jaunzeme - 3
Fоtо: DELFI

Как планируют выводить на чистую воду тех, кто платит минималку, которой в среднем по отрасли быть не может? И откуда взялась польза на три миллиона от чековой лотереи? Дверь в "кухню" СГД приоткрыла его начальница Иева Яунземе, которая пришла в передачу "Действующие лица" на LR-4 ответить на вопросы ведущей Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

Ситуация с уплатой налогов в Латвии в целом, по мнению Иевы Яунземе, не такая уж безнадежная: "Нет у нас такого, чтобы налоги вообще не платились. Просто многие стараются платить меньше, чем должны". Данные по успехам борьбы с неплательщиками за 2019 году будут обобщены только в мае, но уже сейчас Яунземе полна оптимизма: "Мы получаем все больше денег по соцстрахованию и подоходному налогу. Прирост есть по всем секторам. Те, кто официально платили налоги с 400 евро, сейчас платят с 500, кто платил с 500 — платят с 600..." Но до 100-процентной белизны еще далеко.

И все же Яунземе не отрицает, у СГД есть много данных о компаниях, которые платят зарплаты в конвертах, но чтобы привлечь их к ответственности, нужны доказательства. "Мы видим компании, где зарплаты меньше минимальной зарплаты, хотя такого быть не должно, - рассуждает Яунземе. - Почему бы нам не начислить им нужную сумму (налога) сразу? Но есть норма, что мы должны найти источник, откуда в компанию поступают эти деньги (которые потом пакуются в конверты — прим. Ред.). Но если мы не приходим на предприятие в день выплаты и у нас нет информации, когда эти "конверты" выдаются, то мы должны сидеть в таких компаниях целыми днями, чтобы конвертов не было".

Яунземе озвучила идею добиваться у парламента права начислять налоги автоматически (по усредненным данным отрасли) и выставлять счет предприятию, если СГД видит, что в конкретной отрасли нет таких зарплат. Такие формулы уже давно применяют за границей. Например, в Германии налог ресторану начисляют сразу исходя из данных по месторасположению и количеству столиков. В Латвии же на данный момент ситуация такая: если выявляют незаконные выплаты — штраф 300%. СГД приходится делать аудит и искать, искать, что зачастую практически невозможно.

"Взять то же строительство, - приводит пример Яунземе. - Мы видим, что зарплат в 450-500 евро на рынке нет. Но как доказать, что есть еще одна часть? Суды требуют от нас доказательств. Заводить на каждую такую компанию уголовное дело — не эффективно". Пока, по ее сведениям, во всех больших делах, где СГД доказали зарплату в "конвертах", были заведены уголовные дела. "Там прослушка идет годами! - признается Яунземе. - Но это требует очень большого ресурса. Реально к каждому предпринимателю полицейского не приставишь. Придумываем другие способы".

В качестве примера Яунземе назвала систему генерального соглашения в строительстве — это норма, что минимальная зарплата в отрасли — 780 евро. Если предприниматели будут все выполнять, то издержек станет меньше.

Можно ли отследить деньги через работников, которые тратят явно больше своих заработанных "минималок"? "Все можно, - улыбается Яунземе. - Но у нас один миллион налогоплательщиков на 4000 работников СГД. Как у каждого отследить, сколько он масла купил — пачку или две? Надо смотреть в корень проблемы! С теми, кто выстраивает на минимальную зарплату замки, все проще — там мы можем доказать. Но в данном случае речи не идет даже о тысячах. Например, если в строительстве 500-600 идет официально, то примерно столько же еще может быть в конверте".

Еще одна новая панацея по борьбе с неуплатой налогов (на этот раз, на добавленную стоимость) - чековая лотерея. Недавно в СМИ прошла информация, что уже первая лотерея выявила, что каждый пятый посланный чек ничего не принес государству. Яунземе такие сведения опровергла: "Мы эту информацию отозвали — это была в большой мере спекуляция. Кто-то подслушал разговор техников и сделал выводы". По ее словам, над выводами еще надо поработать, загнав все чеки в систему и проверив по алгоритму. Для такого анализа нужно время.

Поскольку реформа кассовых аппаратов на 90-95% завершена, СГД может легко сравнить информацию в чеках и в аппаратах. "Сразу увидим, сколько остается "левых". Если кто-то регистрировал чеки на 1000 и 10 000 евро, а в магазине даже нет такого оборота, значит, там надо устраивать проверку".

Уже в первый месяц лотереи СГД получила 70 000 чеков. Призы разыграли, победителей пригласили. В двух случаях в выдаче приза пришлось отказать: у одного был предварительный чек (его приносят в кафе перед расчетом), у другого — неправильные данные. СГД подсчитала, что с помощью лотереи можно вернуть 3 млн евро налога на добавочную стоимость. "Делаем проверки и видим: там 120 000 прошло мимо кассы, там еще сколько-то. Так что лотерея - это такой народный контроль".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !