Foto: Pixabay

Инфляция в странах Балтии — одна из самых высоких в еврозоне. В еврозоне инфляция достигла 7,5%, в Латвии — 13%, в Литве — 16,8%, в Эстонии — 19%. Экономисты ведущих банков Латвии дали агентству LETA прогноз инфляции на ближайшие месяцы.

В Латвии наибольшее влияние на инфляцию в апреле оказал рост цен на продукты питания, транспорт, жилье, различные товары и услуги, алкогольные напитки, ресторанные и гостиничные услуги, здравоохранение, одежду и обувь.

SEB: хороших новостей в ближайшие месяцы не будет

Хороших новостей по инфляции в ближайшие месяцы не будет, подчеркивает экономист SEB banka Дайнис Гашпуйтис. Инфляция идет вверх во всей еврозоне, рост цен по-прежнему в основном обусловлен ​​энергетикой, продуктами питания и другими товарами. Кроме того, рост цен на продукты питания в апреле стал самым высоким, если взять любой месяц за 20 лет. В Латвии рост цен на продукты питания в апреле за год составил 3,8%. Несколько меньший рост на 3,7% и 3,6% соответственно наблюдался в октябре и ноябре 2007 года.

"Все указывает на то, что рост цен на продовольствие себя не исчерпал, так как еще будут последствия войны в Украине. Трудно оценить побочные эффекты роста цен на энергоресурсы и сырьевые товары. Таким образом, в контексте инфляции преобладают повышенные риски", — сказал Гашпуйтис.

Экономист предупреждает, что высокая инфляция все больше угрожает покупательной способности домохозяйств, особенно сильно сказываясь на малообеспеченном населении. Гашпуйтис считает, что это неизбежно потребует ограниченного вмешательства государства, чтобы смягчить рост цен на энергоресурсы и продукты питания. По мнению экономиста, адресные меры, безусловно, позволят более эффективно использовать бюджетные ресурсы, однако в определенных обстоятельствах, в случае непропорциональных скачков цен на продукты питания или энергоресурсы, могут понадобиться и меры общей поддержки. Однако добиться этого будет непросто из-за ограниченного фискального пространства.

Из-за геополитической ситуации цены на энергоресурсы останутся высокими. Гайшпутис отмечает, что самое напряженное время обещает быть в конце года, когда мировое потребление энергии обычно самое высокое.

"В долгосрочной перспективе не имеет большого значения кто, государство или жители, платят за дорогую энергию. Поскольку мы являемся страной-импортером энергоресурсов, в ближайшие годы, параллельно со строительством новых мощностей, необходимо уделять повышенное внимание решению вопросов энергосбережения и энергоэффективности", — сказал Гашпуйтис.

Экономист добавляет, что сначала домохозяйства начнут экономить энергоресурсы, тратить сбережения. Затем последует пересмотр и отсрочка более крупных покупок. Гашпуйтис прогнозирует, что по мере сохранения высокой инфляции мы окажемся в ситуации, когда люди будут сокращать потребление других товаров, замедляя экономическую активность.

Гашпуйтис считает, что есть некоторые признаки того, что рост инфляции в еврозоне может начать стабилизироваться. Экономист надеется, что к следующему лету инфляция в Европе может снизиться до 2%. В Латвии, однако, инфляция может остаться высокой из-за быстрого роста стоимости рабочей силы.

Citadele: цены на нефть еще продолжат расти

Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш также считает, что рост мировых цен на продукты питания, топливо и другие энергоресурсы по-прежнему является причиной большей части роста цен в Латвии, но резкий рост расходов толкает вверх цены и в других секторах. Так в сфере услуг инфляция в Латвии достигла 6,4%.

К сожалению, по мнению экономиста, рост цен на ресурсы в мире продолжится, и в ближайшие месяцы цены в Латвии продолжат расти. Самый высокий уровень инфляции может быть достигнут в конце лета или начале осени. По прогнозам Аболиньша, инфляция в Латвии в этом году может составить 12-14%.

В апреле, как и в предыдущие месяцы, цены на энергоресурсы в Латвии росли быстрее всего, отмечает Аболиньш. По сравнению с предыдущим годом цены на природный газ в Латвии в апреле выросли на 71,2%, на твердое топливо - на 45,9%, на горючее - на 45,7% и на тепло - на 27,9%. Кроме того, инфляция цен на продукты питания в апреле достигла 17,7%.

Экономист поясняет, что российское вторжение в Украину — одна из причин столь стремительного роста мировых цен на ресурсы в последние месяцы, и что ход этой войны обязательно повлияет на дальнейшее развитие мировой экономики. В то же время ясно, что быстрого выхода из энергетического кризиса не будет и что в долгосрочной перспективе придется считаться с более высокими ценами на энергоресурсы.

Мировые цены на нефть сейчас колеблются в пределах 100-110 долларов, однако этот уровень цен помогает удерживать запуск на рынок стратегических запасов нефти, продолжение экспорта российской нефти, строгие ограничения из-за Covid-19 в Китае. Поэтому Аболиньш не исключает, что летом цены на нефть могут продолжить расти.

В то же время эксперт подчеркивает, что цены на нефть сейчас лишь частично определяют рост цен на топливо в Латвии. Во время пандемии Covid-19 мировые перерабатывающие мощности сократились, а перерабатывающие мощности Европы не производят достаточного количества дизельного топлива. Ранее этот дефицит покрывался за счет импорта дизельного топлива из России. В результате цены на дизельное топливо в пересчете на евро значительно выше, чем в 2008 году, когда мировые цены на нефть были выше, чем сейчас, и это является значительным риском для экономического развития.

Кроме того, неблагоприятные погодные условия и высокие цены на удобрения создают потенциал для дальнейшего роста мировых цен на продовольствие на 10-30%, а в конце года в Латвии ожидается значительный рост цен на теплоэнергию, так как в настоящее время цены на природный газ в 5-6 раз выше, чем год назад. Аболиньш подчеркивает, что без государственной поддержки будет не обойтись.

По прогнозам экономиста, уровень инфляции в Латвии начнет снижаться во второй половине года, но это означает более медленный рост цен, а не их падение, и в следующем году инфляция может превысить 5%. Неопределенность очень высока, и по-прежнему трудно предсказать динамику цен даже на несколько месяцев вперед.

Аболиньш считает, что резкий рост цен является основным риском для экономического роста как напрямую, так как снижает покупательную способность населения, так и косвенно, вынуждая центральные банки повышать процентные ставки и замедляя экономический рост.

"В настоящее время цены растут быстрее, чем доходы, потребительские настроения близки к уровню рецессии, и в мировой экономике нет недостатка в сигналах о признаках рецессии. Я думаю, что риски рецессии в Латвии высоки, поэтому предпринимателям приходится считаться со снижением покупательской способности клиентов, посклольку при повышении цен стремительно повышает риск потери объемов продаж", — говорит экономист.

Luminor: рост цен за год - как за десять лет

Петерис Страутиньш, экономист Luminor Bank, отмечает, что придется пережить еще один месяц с очень резким ростом стоимости жизни, вызванным прекращением в мае субсидирования стоимости энергоресурсов в жилье. Страутиньш считает, что с июня рост цен постепенно затихнет, годовая инфляция будет увеличиваться до осени, но но ку более постепенно.

"Цены на сырьевые товары на мировых рынках вот уже два месяца колеблются в районе одного пункта. Это не значит, что рост потребительских цен к началу марта уже в полной мере отразился на потребительских ценах, но худший момент до лета будет преодолен", - считает экономист.

Страутиньш подчеркивает, что Латвия по-прежнему остается "портом мира" остальной Балтии — инфляция в Эстонии достигла 18,8%, а в Литве — 16,8%. Тем не менее, нынешний резкий рост цен, несомненно, является самой большой социально-экономической проблемой в Латвии, которая будет доминировать в общественной повестке дня в этом году, особенно во время избирательной кампании. Страутиньш добавляет, что эмоциональный шок общества очень хорошо понятен, рост цен в течение года на 13% почти такой же быстрый, как и за предыдущие десять лет вместе взятые — в апреле 2021 года по сравнению с апрелем 2011 года уровень цен увеличился на 14,2%. В предыдущее десятилетие было четыре года, когда уровень цен практически не менялся, а средняя инфляция составляла 0% или 0,2%.

Экономист отмечает, что рост цен на продукты питания и безалкогольные напитки на 3,6% был самым быстрым с 1990-х годов. По словам эксперта, рост цен на продовольствие в мае замедлился, но Страутиньш не сомневается, что в какой-то момент в будущем цены на мясо еще значительно вырастут, поскольку вдвое подскочили цены на зерно на мировых рынках.

"Однако не стоит паниковать, что цены на продукты вырастут еще на 50% — этого не произойдет. Это может привести к росту цен на отдельные продукты, но не в среднем на продукты. Представители отраслей в публичной коммуникации пытаются повлиять на восприятие потребителей, это нужно иметь в виду, и то, что говорится, нужно оценивать скептически", — отмечает Страутиньш.

По словам экономиста, для смягчения последствий роста цен потребуются дорогостоящие программы поддержки. Воздействие роста цен на продукты питания можно смягчить, помогая людям с низкими доходами, но повышение цен на теплоэнергию в некоторых регионах, а также рост цен на газ по всей стране будет столь острым, что этого скорее всего не хватит.

Поэтому Страутиньш ожидает, что осенью снова будут введены субсидии на энергию (на теплоэнергию, возможно, также на газ и электроэнергию). Экономист указывает, что "потолок" цен на энергоресурсы, установленный государством, не должен быть таким низким, как в январе-апреле, когда они создавали иллюзию безопасности. Политикам на национальном уровне придется решать проблемы, вызванные бездействием на местах — с тем, что не произошла смена источников энергии, не были утеплены дома на фоне глобального кризиса цен на энергоресурсы.

По словам Страутиньша, в местах, где отопление зависит от газа, правительству придется "срезать" самый острый край роста цен на тепло, но помощь таким самоуправлениям не должна поощрять их бездеятельность. В городах и селах, где отопление основано на древесной щепе, никаких тепловых субсидий нет и в них не будет необходимости.

Экономист считает, что затраты также вырастут в системах отопления, где 100% первичной энергии приходится на древесную щепу, поскольку цена на щепу за год выросла примерно вдвое. Тарифы на следующий сезон могут составить около 70 евро за мегаватт-час вместо обычных 50 евро. Страутиньш отмечает, что это будет исторически самая высокая цена на тепло в таких местах, но бремя расходов на отопление как часть дохода будет намного ниже, чем 10 лет назад — неприятно, но не катастрофа.

Банк Латвии: эко-выбор до лучших времен?

Экономист Банка Латвии Иева Опмане проинформировала, что инфляционная история в апреле аналогична предыдущему месяцу — из-за глобального роста цен на продукты питания и энергию, вызванного войной, суммы в ценниках на полках магазинов и в счетах за услуги регулярно меняются.

Во время пандемии ЕС сделал фискальные условия более гибкими, допустив больший лимит дефицита госбюджета. В условиях более высокой инфляции есть варианты со стороны как ЕС, так и стран-членов замедлить ее за счет развития "зеленой экономики", объясняет Опмане. Можно, указывает экономист, не отказываясь от долгосрочных целей, пытаться сократить расходы в краткосрочной перспективе.

Например, в апреле в Латвии часть колебаний цен на дизельное топливо можно было объяснить спросом на более высокую долю содержания биотоплива, напоминает Опмане. В свою очередь, с июля в надежде на снижение цен на дизельное топливо планируется временно отменить эти правила о биодобавке.

Опмане отмечает, что рост цен на продукты питания в последние месяцы был быстрым, и, следуя глобальным тенденциям, различные группы необработанных продуктов питания обещают продолжать расти в ближайшем будущем. В наибольшей степени страдают люди с низкими доходами, поскольку их траты на продукты в потребительской корзине больше, чем у более богатых. Тем не менее, Опмане считает, что изменения в структуре потребления возможны и у богатых — часть населения, которая в прошлом отдавала предпочтение органическим продуктам питания, возможно, в условиях роста цен, рассмотрит возможность ежедневно покупать более традиционные продукты и оставив эко-выбор до лучших времен.

Swedbank: центробанки повышают процентные ставки

Экономист Swedbank Лаура Орлеане ожидает, что базовые эффекты прошлого года начнут сдерживать инфляцию во второй половине этого года. Однако в результате резкого роста тарифов на продукты питания, топливо и коммунальные услуги пик инфляции ожидается в конце года.

Орлеане указывает, что последствия войны на Украине, санкции, введенные против России и Беларуси, и жесткие ограничения из-за коронавируса в Китае продолжают создавать проблемы в цепочке поставок и повышать цены. Кроме того, часть действия этих факторов мы почувствуем с опозданием. Инфляция высока почти во всем мире, поэтому центральные банки и правительства все больше внимания уделяют смягчению последствий и рисков инфляции.

Экономист полагает, что дополнительное давление на цены на продовольствие в ближайшее время будут оказывать не только ограниченные возможности украинских крестьян убрать и транспортировать урожай, но и запреты на экспорт из Украины и других стран. Опасаясь за безопасность продовольствия, Индонезия ограничила экспорт пальмового масла, а Турция — экспорт сливочного масла, кукурузы, мяса и различных масел, что оказало дополнительное давление на мировые цены на продукты питания. Идут еще больше вверх и цены на удобрения.

Вторым по значимости фактором инфляции в апреле стали расходы, связанные с транспортом — они выросли на 24,7%. Цены на топливо в Латвии поднялись на 45,7%. Орлеане поясняет, что это вызвано вступлением в силу требования об обязательной биодобавке и ростом мировых цен на нефть. По сравнению с прошлым годом в долларовом выражении цены выросли на 60%, в евро — на 80%. Рост цен на нефть в апреле и начале мая был вызван дискуссиями о планах ЕС и "большой семерки" отказаться от российской нефти в ближайшее время.

Цена на природный газ на европейской фондовой бирже в разрезе месяца снижалась, но по сравнению с прошлым годом зафиксирован рост более чем на 300%, сообщила эксперт. Цена на электроэнергию выросла примерно на 150% в годовом исчислении. Впечатляющий рост цен на фондовых биржах привел к увеличению расходов на жилье на 16,2%. Цена на газ для населения увеличилась на 71%, на тепло — на 28%, а на электроэнергию — на 6%. В апреле рост тарифов на коммунальные услуги был дополнительно замедлен государственной поддержкой, которая была прекращена в начале мая. Соответственно, в мае ожидается дополнительный рост цен в этой группе потребления, указывает Орлеане.

Учитывая высокую инфляцию и ее негативное влияние на покупательную способность населения, правительства все чаще рассматривают возможность оказать поддержку домохозяйствам. Правительство Латвии сейчас, что, по мнению Орлеане, является правильным шагом, поскольку

помогает сэкономить бюджетные средства после для масштабных мер поддержки в период пандемии и не способствует дальнейшему росту инфляции. Однако остаются опасения относительно того, дойдет ли потенциальная поддержка до всех, кто больше всего в ней нуждается, и будет ли она своевременной.

"В свою очередь, центральные банки, начав активно снижать поддержку монетарной политики, таким образом пытаясь обуздать инфляционные риски. Одним из инструментов является повышение процентных ставок. Следуя примеру США, процентные ставки были повышены несколькими центральными банками. Насколько центральные банки смогут поднять ставки, будет зависеть от устойчивости экономического роста в то время, когда риски рецессии возрастают", — сказала Орлеане.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!