Банк Латвии опубликовал свои последние макроэкономические прогнозы на июнь 2023 года, которые были разработаны в условиях все еще высокой неопределенности.
Прогноз инфляции в Латвии на 2023 и 2024 годы снижен до 8,5% и 2,4% соответственно (мартовский прогноз на 2023 год - 10% и 2,7% соответственно). На 2025 год инфляция прогнозируется немного выше - 3% (мартовский прогноз - 2,6%).
Прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году был повышен до 1,2% (мартовский прогноз: 0,5%), поэтому рост ВВП в 2024 году ожидается немного медленнее, чем в марте, - 3,1% (мартовский прогноз: 3,7%). Рост ВВП в 2025 году прогнозируется на уровне 3,5% (мартовский прогноз: 3,3%).
С момента публикации предыдущих прогнозов ведущие центральные банки мира продолжали повышать процентные ставки в ответ на высокую инфляцию.
По словам экспертов центральных банков, инфляция в еврозоне оказалась более устойчивой, чем ожидалось ранее, даже в условиях падения цен на энергоносители в этом году и продолжающегося ослабления сбоев в цепочках поставок. В условиях снижения мировых цен на энергоносители и продовольствие ожидается, что базовая инфляция в еврозоне продолжит снижаться, однако базовая инфляция (без учета цен на продовольствие и энергоносители), как ожидается, будет более устойчивой в условиях роста стоимости рабочей силы и высокого спроса в секторе услуг.
Ввиду сохраняющегося высокого инфляционного давления Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) принял решение о дальнейшем повышении процентных ставок на 25 базисных пунктов в мае и июне. Будущие решения ЕЦБ обеспечат установление ключевых процентных ставок на достаточно ограничительном уровне, чтобы своевременно привести инфляцию в соответствие со среднесрочным целевым уровнем инфляции в 2%, и будут поддерживаться на этом уровне до тех пор, пока это будет необходимо.
Умеренная инфляция в Латвии обусловлена резким снижением цен на энергоносители, и ожидается, что мировые цены на энергоносители будут ниже, чем предполагалось ранее.
Годовая инфляция в Латвии продолжает снижаться из месяца в месяц, с более чем 20% в начале этого года до 12,3% в мае, и во второй половине года в Латвии ожидается однозначная инфляция. Наряду с глобальным падением цен на энергоносители в Латвии снижаются цены на электроэнергию и административно регулируемые тарифы на отопление и водоснабжение. Более низкие тарифы на природный газ для населения также отражают рост конкуренции на латвийском рынке природного газа. В июле вступят в силу более высокие тарифы на услуги по передаче и распределению электроэнергии для населения, но они не изменят прогноз инфляции, так как в предыдущих прогнозах они уже были учтены как прогнозируемые.
Высокая инфляция, наблюдавшаяся в прошлом, и напряженный рынок труда, который повышает способность работников вести переговоры с работодателями о повышении заработной платы, отражаются в более быстром росте заработной платы.
В условиях низкой безработицы работники имеют преимущество требовать повышения заработной платы для поддержания своей покупательной способности. Ослабление бремени расходов на энергоносители позволяет предприятиям повышать заработную плату для востребованных работников. В первом квартале заработная плата уже выросла на 12%, что отражает повышение минимальной заработной платы и частично компенсирует влияние инфляции.
Напряженные рынки труда повышают риск повышения инфляции и снижения темпов роста.
Достигнутые к настоящему времени изменения в уровне заработной платы в условиях ранее высокой инфляции, а также поддержка, оказываемая домохозяйствам в предстоящий отопительный сезон, позволят сохранить покупательную способность домохозяйств. Однако возрастают риски инфляции второго порядка - если работники потребуют повышения заработной платы для компенсации инфляции на основе высоких инфляционных ожиданий, а предприятия компенсируют резкий рост стоимости рабочей силы повышением цен, инфляция может оставаться более высокой, чем хотелось бы, в течение более длительного периода.
Такая спираль "зарплата-цены", которая не является базовым сценарием прогнозов Банка Латвии, нанесет значительный ущерб конкурентоспособности и экономике в целом. В настоящее время инфляционные ожидания снижаются, а государственная поддержка должна быть более адресной, что важно для того, чтобы не разжигать инфляцию. При снижении расходов на государственную помощь и повышении экономической активности дефицит государственного бюджета будет постепенно снижаться с 3,8% ВВП в 2023 году до 3,8% ВВП в последующие годы. Рост заработной платы в базовом сценарии прогноза ведет к пересмотру в сторону повышения прогноза базовой инфляции до 8,2% в этом году (мартовский прогноз - 7,7%), а напряженный рынок труда предполагает, что она останется выше 4% в среднесрочной перспективе.
Экономический рост во время кризиса превзошел ожидания. Это, наряду с несколько пересмотренным прогнозом развития событий в этом году, требует повышения прогноза роста на 2023 год до 1,2%.
Неожиданно высокий уровень частного потребления в конце 2022 года и лучший рост в начале года, особенно благодаря увеличению инвестиций, меняют прогноз развития событий в этом году. Благодаря тому, что сбережения для покупок были сделаны раньше, чем ожидалось, рост потребления в ближайшие кварталы будет более ограниченным. Более активный рост потребления начнется только в 2024 году в условиях более умеренной инфляции, и рост латвийской экономики ускорится также в 2024-2025 годах.
Стоимость энергоносителей и других производственных ресурсов сейчас нормализуется, но рост инвестиций будет сдерживаться региональной неопределенностью и ростом стоимости заимствований. В условиях неопределенности возрастает роль финансирования Европейского союза, однако реализация планов пока задерживается. Экономический рост Латвии также сдерживается прогнозами спроса в ключевых торговых партнерах, в частности, в Эстонии и Литве.