Программа сообщает, что в иске, рассмотрение которого сейчас вышло на финишную прямую, Григорий Гусельников пытается доказать, что убытки его вложений в Norvik Вankа были вызваны произволом госструктур и коррупционными действиями латвийских чиновников.
Летом трибунал в Лондоне заслушал важных свидетелей по этому делу - бывшего президента Банка Латвии Илмара Римшевича и бывшего главного банковского инспектора Петерса Путниньша, которые давали показания в Международном арбитражном суде, сообщает Nekā personīga.
Гусельников родился и вырос в России, в настоящее время является гражданином Великобритании. 10 лет назад, еще имея российский паспорт, он купил Norvik Вankа. Эта сделка была санкционирована латвийскими службами безопасности и принята банковским надзором. Позже кредитное учреждение было переименовано в PNB Banka. В то время это был восьмой по величине банк в Латвии.
Передача сообщает, что сотрудничество с госструктурами Латвии для Гусельникова, контролировавшего PNB Banka, сложилось не так, как ожидалось. Банковский надзор признал, что крупные суммы денег получены преступным путем. Таким образом, у кредитной организации оказался недостаточный собственный капитал и операции банка были ограничены.
Акционеры банка утверждали, что в результате постоянного и необоснованного давления со стороны Латвии Norvik Вankа не только понес убытки, но и оказался перед риском неплатежеспособности. А регулятор якобы поступил так, потому что на этом настоял Римшевич, который "якобы имеет моральный авторитет над Комиссией рынка финансов и капитала", сообщает передача. В конце 2017 года семья Гусельникова и банк подали иск против латвийского государства в Международный арбитражный суд.
В арбитражном суде Гусельников рассказал о коррупции, которая царит в надзорной среде латвийских банков, а ее архитектором был назван Римшевич. Гусельников утверждал, что у него несколько раз вымогали взятки в 2016 и 2017 годах, а также подробно описал в арбитражном суде, что посредником между ним и Римшевичем был "Ренарс Кокинс, сын некогда известного бизнесмена Улдиса Кокинса, который якобы организовывал тайные встречи Римшевича и играл роль почтальона в коррупционных схемах", сообщает передача.
Программа добавляет, что семья Юриса Юрашса, депутата Рижской думы и экс-сотрудника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), могла получить от банка Гусельникова 0,5 млн евро за консультации.
Летом 2019 года PNB Bank был закрыт его непосредственным куратоом – Европейским центральным банком. Банк был недостаточно капитализирован, и ЕЦБ не доверял новым акционерам.
Латвийскую сторону в арбитраже против семьи Гусельниковых представляют Государственная канцелярия и две нанятые государством иностранные юридические фирмы - парижская Savoie Arbitration и женевская LALIVE.
Юрист юридического отдела Госканцелярии Дайнис Пуделис сообщил, что этим двум юридическим фирмам за оказание юридических услуг государство выплатило 4,5 миллиона евро.
"И, конечно, работа по делу еще продолжается. И эта сумма, к сожалению, будет увеличиваться. Мы выяснили, что дело очень сложное, стратегия истцов - наших оппонентов - достаточно агрессивна. Их сторона использует много ресурсов для ведения дела", - сказал Пуделис.
Иск Гусельникова основан на ныне недействующем соглашении о защите инвестиций, заключенном Латвией и Великобританией в 1994 году. Арбитражный суд решил, что ранее сложившиеся отношения заслуживают защиты.