Преобразование финансового учреждения Altum в банк потребует убедительных доказательств необходимости государственного вмешательства в рынок коммерческих банков, сказал в интервью агентству LETA председатель правления Altum Рейнис Берзиньш.
Он отметил, что сейчас ведутся дискуссии о возможности преобразования Altum в банк, но важно, чтобы в эмоциях этих дискуссий не потерялся фокус на том, чего мы хотим достичь и почему мы хотим этого достичь.
"Может ли такой процесс быть реализован? Да, это возможно, но в то же время это не решение просто создать корпорацию. В этом случае необходимо серьезно доказать, почему в той или иной сфере необходимо вмешательство государства", – подчеркнул Берзиньш, добавив, что необходимость государственного вмешательства должна быть доказана как Европейскому центральному банку (ЕЦБ), так и Европейской комиссии (ЕК).
Он также отметил, что если будет принято решение о создании государственного банка, то в какой-то степени придется создать новый аналог Altum, поскольку финансирование различных программ развития несовместимо с коммерческой деятельностью. Altum может успешно работать на коммерческих условиях, но его другая часть – часть развития – должна быть строго отделена.
"Если такая корпорация будет создана, то коммерческую деятельность нельзя будет смешивать с программами помощи. В этом случае один из вариантов заключается в том, что одна структура создается и работает на основе коммерческой практики и конкуренции на рынке, а другая осуществляет проекты развития. Однако можно также разделить бизнес, который Altum ведет как коммерческое предприятие, и часть, связанную с развитием", – пояснил Берзиньш.
В то же время он добавил, что у Altum уже есть программы, которые очень успешно работают на коммерческих условиях, например, программы "зеленых" облигаций.
Отвечая на вопрос, сколько времени потребуется на создание такого банка, учитывая необходимость получения разрешений от ЕК и ЕЦБ, Берзиньш сказал, что на это может уйти не менее 9-12 месяцев, а возможно, и больше.
Отвечая на вопрос о том, как оценивает кредитную деятельность банков, работающих в Латвии, Берзиньш сказал, что не будет оценивать их, так как они являются хорошими партнерами Altum.
"Когда мы основали Altum в 2015 году, то очень точно очертили границы. Если есть провалы на рынке, но банки могут с этим справиться, то мы даем гарантии. Я думаю, что момент, который немного изменил направление того, как Altum может работать в случае необходимости, произошел в 2020 году, когда мы начали больше участвовать в прямом кредитовании в рамках деятельности по смягчению последствий Covid-19. Мы обратились в Ассоциацию финансовой индустрии и сообщили им, что собираемся заняться этим видом бизнеса – оборотным капиталом во время Covid-19, с определенными условиями, например, финансовыми ковенантами", – сказал Берзиньш.
"Altum – это государственная компания капитала, которая оказывает поддержку определенным целевым группам через финансовые инструменты государственной поддержки в виде финансовых инструментов (кредиты, гарантии, инвестиции в венчурные фонды) в рамках конкретных программ, дополняя их нефинансовой поддержкой (консультирование, менторство), а также другими функциями, делегированными государством.
Капитал Altum на 40% принадлежит Министерству финансов, на 30% – Министерству экономики и на 30% – Министерству сельского хозяйства. Облигации Altum котируются на Nasdaq Riga.