Строящийся в Усть-Луге порт уже оказывает влияние на движение грузопотоков, а когда он будет готов — это радикально изменит логистику всего региона, строительство железнодорожной ветки Rail Baltica не поможет решить транспортные проблемы региона и не принесет ожидаемой выгоды.
Об это рассказал президент ОАО "Российские железные дороги", председатель Международного союза железных дорог, доктор политических наук, завкафедрой государственной политики факультета политологии МГУ Владимир Якунин в своем откровенном интервью эстонскому порталу Delfi и газете Eesti Päevaleht.
После достижения договоренности о новом бюджете ЕС у Эстонии появилась реальная надежда начать строительство Rail Baltica. Как вы относитесь к этому проекту? Насколько это целесообразно с вашей точки зрения?
Вообще говоря, это вопрос скорее к общественности и политикам прибалтийских государств. Я иногда со смехом говорю, что если мне дадут деньги, я могу дорогу построить через океан. Стоит ли — это другой вопрос. Эффективно-неэффективно — пускай считают те, кто этот проект ведет. С моей точки зрения, [ожидать] выгоды от строительства Rail Baltica вместо развития инфраструктуры пространства 1520 нелогично. Говорят, что вот тогда мы обеспечим связь столиц прибалтийских государств с европейскими столицами. Но этого можно достичь и другим способом. Например, мы покупаем поезда Talgo, которые способны ходить по инфраструктуре 1520 и 1430. Это скоростные поезда.
Вопросы исключительно политически мотивированные, и я не собираюсь давать оценку ни западным политикам, я имею ввиду, политикам Евросоюза, ни политикам прибалтийских государств, это не относится к моей компетенции. С точки зрения экспертно-профессиональной я могу сказать, что это лишняя трата денег.
Может ли строительство Rail Baltica как-то отразиться на грузопотоках между Эстонией и Россией?
Если это будет выделенная линия, которая проходит через столицы и уходит за рубеж — то по этой линии никогда не возили грузы и возить не будут. Никак не отразится. Точно не добавит грузопотока.
Обсуждали ли вы тему Rail Baltica с ярым сторонником этого проекта еврокомиссаром Сиймом Калласом?
Да, с господином Калласом мы несколько раз встречались, это профессиональный европейский политик, и несмотря на то, что мы с ним расходимся в некоторых оценках — и ситуации, и профессиональных оценках — я с уважением отношусь к его мнению. И я ему пытался доказывать, что моя позиция по отношению к Rail Baltica продиктована не каким-то шовинизмом русским.
Я являюсь председателем Союза железных дорог пространства 1520, туда же входят и железные дороги прибалтийских государств: Эстонии, Латвии, Литвы. Я одинаково отношусь к вопросам планирования и развития инфраструктуры этого пространства. С другой стороны, я являюсь сегодня президентом Международного союза железный дорог — UIC, это 160 железных дорог, пять континентов. И я смотрю на проблему развития железных дорог через призму глобализации экономики. Я считаю, что нужно делать все для того, чтобы повышать эффективность и укреплять связи, а не наоборот. Rail Baltica не решает ни одной из этих проблем. Чем она продиктована — ну, я могу только предполагать, но заявления о том, что это укрепит связи внутри Евросоюза, что это создаст какие-то дополнительные возможности… Это создаст две системы. Эстония же не собирается отказаться от колеи 1520.
Вообще если она откажется от колеи 1520, она просто-напросто откажется от грузовой базы, которая идет из России. Тогда возникает две системы, для того чтобы обслуживать эти две системы, нужно две системы стандартов, нужно две системы депо, нужно две системы работы на инфраструктуры. То есть где-то в два раза или больше увеличиваются затраты на содержание инфраструктуры обеспечения движения. Я не вижу никакой экономической целесообразности.
Вернемся к вопросам транспорта. Какое влияние, по вашему мнению, может оказать строительство порта Усть-Луга на грузопоток в эстонские порты?
Порт уже оказывает очень серьезное влияние, я уже об этом говорил эстонским коллегам. Я помню, когда только первый теплоход был загружен в порту, я получил поздравления от владельцев порта Мууга. Я для себя сделал такую отметку: ребята точно знают, что это изменит всю географию транспортных потоков.
Ведь никто же не верил, что порт будет сделан. Мы его сделали. И это будет крупнейший порт Европы. Он уже сегодня переваливает огромное количество грузов, а перспектива у него — 130 миллионов тонн. И он хорошо расположен, там логистика хорошая, и это безусловно будет влиять на всю логистику этого региона. А если учесть то, что Россия сейчас затеяла еще строительство нового порта в Мурманске, то это позволит все грузопотоки, которые идут на северо-запад, практически заводить в эти два порта. Пока что объема недостаточно, но в принципе это может радикально сказаться на той грузовой базе, которая сегодня идет в другие страны.