На минувшей неделе в Москве прошла крупнейшая выставка транспортно-логических услуг и технологий "ТрансРоссия". Латвия участвовала в этом престижном форуме в 19-й раз и была представлена как бизнес-структурами (в целом 30 предприятий*), так и руководством Министерства сообщений. Государственный секретарь министерства Каспарс Озолишьш стал единственным зарубежным должностным лицом, принимавшим участие в официальной пленарной дискуссии форума. В России этот факт важнее, чем самая привлекательная презентация транспортной инфраструктуры, в один голос говорят эксперты. Стенд Latvijas Dzelzceļš (LDz) посетил заместитель министра транспорта России Николай Асаул, который признал важность транспортного коридора Латвии для России.
Напомним, что неделей ранее (14 апреля) министр транспорта РФ Максим Соколов в Москве впервые в истории встречался с министром сообщений Улдисом Аугулисом. К этой встрече стороны готовились довольно долго, признают в Латвии.
Оба министра - политики со стажем, отлично ориентируются не только в подведомственной отрасли. За скупой официальной формулировкой пресс-служб (ред.: - Переговоры были продуктивными, состоялся содержательный диалог, которым стороны остались довольны) остались подробности встречи. Как стало известно порталу DELFI из достоверных источников, Аугулис и Соколов обменялись номерами личных мобильных телефонов, чтобы напрямую оперативно решать вопросы транзита.
Прямое железнодорожное сообщение и 1000 дозволов
Транспортная отрасль в Латвии переживает прогнозируемый спад. Тем не менее, есть некоторые основания для оптимизма: так, в начале июня в Сочи планируется подписание договора о прямом международном железнодорожном сообщении. К настоящему моменту такое соглашение Россия заключила только с Финляндией.
Содержание документа полностью согласовано сторонами. На текущей неделе текст договора должны утвердить структуры Европейского союза. Идёт подготовка к заседанию межведомственной комиссии, которая будет заниматься практическими вопросами.
"Это хороший шаг вперед в сотрудничестве между странами. Сам договор не предусматривает гарантированного количества грузов. Документ описывает технические решения, оборот электронных документов, упрощенную процедуру проверки и другое. Это соглашение необходимо, чтобы Латвия стала более эффективным партнёром в грузопотоке. Договор должен значительно облегчить работу владельцев грузов и транспортных компаний", - пояснил в разговоре с порталом DELFI Озолиньш.
Кроме того, Латвии предоставлены дополнительные разрешения (1 000 дозволов) на перевозки в сегменте автомобильного транспорта.
О непростой ситуации на транзитном рынке
Транспортная отрасль даёт до 10% от ВВП Латвии. Поэтому любое, даже временное, снижение пассажиро- и грузооборота негативно отражается на доходной части государственного бюджета. Первый квартал текущего годы сложился не самым удачным образом: порты потеряли в целом около 14% грузооборота, а Latvijas dzelzceļš – около 20%.
Впрочем, спад грузооборота прогнозировался и в прошлом году. Причины – нестабильная экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности, санкции, снижение курса рубля (что привело к удорожанию перевалки грузов через европейскую инфраструктуру) и геополитические факторы. Тем не менее, резкого спада в 2015-м году удалось избежать –сказалась инертность бизнес-процессов. Россия, между тем, все чаще выбирает не латвийские порты, а внутренние – Приморск или Усть-Луга, над развитием которых работали последние 10 лет. Это решение было принято на политическом уровне.
Несмотря на то, что уже сейчас понятно, что к концу года выйти на положительный баланс грузооборота не удастся, председатель правления Latvijas dzelzceļš Эдвинс Берзиньш (на фото) настроен довольно оптимистично. Предприятие полагает, что спад может составить 15% по сравнению 2015-м годом. По словам члена правления, вице-президента предприятия Эрика Шмукстса, с 2017-го года начнется рост оборота.
Заметим, что сегодня, 26 апреля, в Москве состоится первая встреча новых руководителей Latvijas dzelzceļš и Российских железных дорог (РДЖ).
Латвия не должна на что-то надеяться, нужны хорошие продукты
В чем причина оптимизма, который демонстрировали многие участники выставки, в том числе и с латвийской стороны? Действительно ли Латвии можно надеяться на то, что ситуация может измениться к лучшему? "Такая постановка вопроса – упадническая, – заявил порталу Delfi генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов. – Не должно быть такого ощущения. Почему? Владимир Владимирович Путин сказал, что надо развивать свои порты. И правильно он сказал. Он президент своей страны. Россия должна развивать собственную инфраструктуру. И здорово, что она это делает. Но это абсолютно не значит, что порты Балтики должно прийти в состояние полного упадка. Ведь транспортный рынок постоянно находится в движении. И хорошее соперничество заставляет каждого лучше работать".
"Открою страшную тайну, которую многие политики не понимают, – заявил Бессонов. – Транспорт – это бизнес. А бизнес идёт туда, где лучше условия. И никакая политическая или медийная составляющая не победит. Поэтому в данной ситуации я бы сказал следующее: Латвия не должна на что-то надеяться, она должна предлагать хорошие продукты. И они будут востребованы. Я точно знаю, нет политической директивы не сотрудничать с Латвией. Этого нет. И не может быть. По одной простой причине. Мы живём в 21-м веке. Взять и закрыться от кого-то, просто невозможно. Это абсолютно не верное и глупое решение. Латвия в этой ситуации тоже понимает, что ей надо шевелиться. А здоровая конкуренция полезна всем", - добавил эксперт.
Бессонов также подтвердил, что антироссийские высказывания латвийских политиков на эти процессы напрямую не влияют. "Я могу сказать, как человек, глубоко погруженный в тематику. Посмотрите на отношения с Украиной. Сейчас верх взаимных упреков, медийного противостояния, политических противоречий. Но поезда-то идут из России на Украину. Особо это не афишируется, но железнодорожники друг с другом общаются. Потому что невозможно остановить процесс. И транспортники делают гораздо больше, чем политики", – заявил глава комиссии.
Снизить тарифы, идти в Китай? Что Латвия делает для оживления транзита
Призывы снизить тарифы на железнодорожные перевозки в Латвии звучат регулярно. Среди тех, кто призывает к подобным мерам - вице-мэр Риги Андрис Америкс. "Что означает - снизить тарифы? Это гениальная фраза. Она ни о чём. Тарифы зависят от многих факторов. Нельзя ответить на вопрос о снижении или повышении тарифов", - заявил в разговоре с порталом DELFI госсекретарь Министерства сообщения Латвии Каспарс Озолиньш (на фото).
По его словам, значение имеет цена транзитного коридора, но и эти цифры давно известны. Важнее стать эффективнее, быстрее и качественнее, чтобы партнёры выбирали латвийскую инфраструктуру. "Мы ищем партнёров как в восточном, так и в западном направлениях, в том числе в Северной и Центральной Европе, Скандинавии. Европейский рынок переполнен, но транспортники ищут варианты, как эффективнее, быстрее и дешевле доставить грузы. И нам есть что предложить", - заявил госсекретарь.
"Мы на государственном уровне стараемся консолидировать нашу инфраструктуру, не хотим жёстко делить направления на определенные порты (Рига, Вентспилс, Лиепая). Только так государство может участвовать в организации грузопотоков через Латвию, создавая новые направления с большим объёмом. Так действуют финны, немцы, голландцы. Белоруссия на уровне президентов договорилась о проекте "Великий камень". Мы тоже стараемся идти по этому пути. Министр Аугулис и премьер-министр заинтересованы в этом", - уточняет Озолиньш.
Каждую неделю Латвию посещают представители Китая. Они интересуются инфраструктурой. Но государство не намерено выступать в качестве застройщика и развивать проекты в сфере недвижимости. Уже возведенные объекты должны быть загружены. Поэтому Латвии необходим стабильный грузопоток.
"В Китае мы объясняем, где на карте находится Латвия. Они не верят, что у нас есть свой язык. Мы все смогли бы поселиться у них в одном отеле… Поэтому стараемся доказать, что выгодно направлять грузы через Латвию. Показывать, какая у нас налоговая политика, специальные экономические зоны, свободные порты. Все у нас есть, надо только красиво упаковать предложения. И идти централизованно к потенциальным клиентам. В этом и есть роль государства. А частный сектор всегда работал в условиях конкуренции", - говорит госсекретарь.
Почему Латвия не идёт литовским путём?
"Да, литовцы всё же активнее работают в этом направлении, и начали они чуть раньше - пять-семь лет тому назад. Они вынуждены были это сделать. Мы же слишком долго были довольны ситуацией. Ещё лет 10 назад было сложно поверить в то, что все будут смотреть в сторону Китая. Все. Недаром создан формат "16+1" (пять балканских и 11 европейских стран)", - добавляет Озолиньш, напомнив, что на европейском уровне именно Латвия стала инициатором возобновления переговоров с китайской стороной.
Порталу DELFI также удалось поговорить в Москве с послом по транспорту при МИД Литвы Кестутисом Кудзманасом (на фото). Речь шла о конкуренции между литовской и латвийской транспортной инфраструктурой.
"Все европейские порты, с одной стороны, конкуренты, что усиливает общую притягательность региона. Есть возможность выбора. Поэтому встаёт вопрос, какой порт лучше готов принять тот или иной груз. Туда партнёры и потянутся", - отмечает дипломат.
Но он считает, что уже в регионе потоки лучше намеренно распределять. "Уже длительное время идёт дискуссия о специализации портов, чтобы они не конкурировали друг с другом. Возможно потребуется политическое решение, координация на высшем уровне", - поясняет Кудзманас, добавляя, что Латвия хорошо перегружает уголь, а в Литву пошло больше контейнеров.
Посол также похвалился тем, как Литва выполнила "своё домашнее задание". "Накануне китайская сторона открыла в Литве представительство. Это означает, что мы сделали "домашнюю работу", - настаивает дипломат.
В свою очередь, в разговорах с порталом DELFI латвийский менеджмент сетует на порой некорректные методы работы литовцев. Они умудряются в переговорах с китайцами рассказывать о том, что Клайпеда – единственный незамерзающий порт в Балтийском море. Поэтому никого не удивляет подписание договора с китайской стороной и предоставление им бесплатных офисных площадей. К тому же заявленный литовский рост грузов меркнет на фоне латвийских оборотов, отмечают в частных беседах бизнесмены.
Есть и официальная версия успехов соседей по Балтийскому региону. "Мы не бежим за бумагами, которые не включают в себя никаких обязательств сторон. Латвию в Китае знают и планируют сотрудничество", - указал Озолиньш: - "Латвия идёт своим путем, она не хочет копировать Литву. Они подписали только документы о намерениях, но реальных грузов пока нет".
Почему эстонский менеджмент завидует Латвии?
В Эстонии дела обстоят куда хуже. Довольно эмоциональный комментарий порталу DELFI удалось получить от директора по развитию Силламяэского порта, дипломата с 15-летним стажем Андрея Бирова (на фото).
"Мы должны у латышей учиться. Вы мудро работаете. У вас на выставку и форумы постоянно приезжает кто-либо из высшего руководства страны. На прошлой неделе в Москве был министр сообщений, руководство железной дороги. Вот так надо работать, так как в нашей сфере надо трудиться на всех уровнях. И на самом низком, как ваш покорный слуга, и на самом высоком. Если только мы, менеджеры, здесь будем пахать, то результат будет, но не такой, как у латышей. Это очень важно. И в России, и в Казахстане, и в Китае очень важны личные связи, которые вырабатываются не годами, а десятилетиями. Если ты растеряешь эти связи, потеряешь и грузы. Поэтому надо брать пример с латышей. Лет десять у нас уйдет на то, чтобы восстановить паритет.
У вас не было, нет и не будет ограничений по железнодорожным планам. А какая картина у нас? Я вспоминаю, добрые старые времена, когда у нас в день было столько же поездов, сколько и у вас – 40-44 пар. А сейчас? Хорошо, если десять. А то и меньше – шесть-восемь.
Самая большая делегация всегда у латышей. Самая маленькая – у эстонцев. Несмотря на политическое противостояние, наш сектор должен сотрудничать. Эстония сейчас должна работать на уровне министров, глав правительств. Почему бы и не президентов? Я не вижу проблем. Надо встречаться и решать проблемы. Не разговаривая, нельзя ничего решить. Без диалога не будет хороших отношений с соседями и нормального экономического сотрудничества. Торгово-экономическое партнёрство выгодно для всех, кто в нём участвует. А для этого нужен диалог. Мы же его ведём на уровне менеджеров. У вас приехал министр и встречался с Соколовым. Молодец! Снимаю перед ним шляпу. Встреча же между министрами России и Эстонии была в 2006 году, то есть 10 лет назад. Поэтому провал и в грузопотоках", - резюмировал собеседник портала DELFI.
(*) Латвийские участники с латвийской стороны: ГАО Latvijas dzelzceļš, Рижский и Вентспилский свободные порты, Лиепайская специальная экономическая зона, LDz Cargo, LDz Cargo Loģistika, ALPA CENTRUMS, INFLOT, COMPASS TRANSIT, AA LOGISTIC, ERGS, P&B Terminal, Liter, Stena Line, L-ekspresis, QUINTO Logistics, TFS Trans, Transasia, F.B.Logistics, Sigis, Kleintech Services, Jaunmilgravis port company, Riga Commercial Port, Jaunzeltini, WT terminal, Rīgas Universālais termināls, Frigo Baltic, Sistem Terminal.