Известный американский журналист Джонатан Катц по заданию The Verge побывал на Кубе и выяснил все про настоящее и будущее интернета на Острове Свободы. Мы выделили суть, но рекомендуем прочитать оригинал всем, кто связан с индустрией.
Точки доступа Гаваны
До недавнего времени интернета на Кубе как бы не было, несмотря на то что физически он существует. Например, во время визита папы римского на Кубу для международных журналистов был организован шикарный пресс-центр со скоростным интернет-подключением, характеристики которого вполне сравнимы с тем, что сегодня в домах у латвийцев. Известно, что морской кабель на Кубу проложен из дружественной Венесуэлы.
Кроме того, в крупных городах Кубы работает мобильная связь, хотя смартфоны и даже простые телефоны есть далеко не у всех. Просто потому, что официально, для простых смертных, мобильной связи на Кубе нет, хотя иностранные туристы могут ею воспользоваться.
До недавнего времени доступ в Сеть, да и то пределах доменной зоны .cu был лишь у избранных, а публично интернет был доступен лишь в офисах местной телефонной компании под бдительным присмотром служащих.
Все изменилось в июле этого года, когда в Гаване появились 35 точек беспроводного доступа, каждая из которых могла одновременно обслужить до 100 человек. Они установлены китайской компанией Huawei и платные — час работы стоит около двух долларов, десятую часть месячного дохода типичного кубинского домохозяйства.
Несмотря на это, в районах их установки всегда людно — люди сидят на скамейках, под деревьями или просто на земле и общаются, общаются, общаются в интернете. Мало кого интересуют новостные ресурсы или Wikipedia — интернет является для этих людей окошком в мир, способом связаться с родными. Тут же развился и мелкий бизнес — некоторые люди перепродают этот доступ, разбивая соединение на несколько человек и требуя с каждого доллар. Есть и мобильное приложение, которое позволяет незаконно "расшарить" интернет на несколько устройств.
Почти никто не использует дорогой доступ в интернет для образования и, тем болееразвлечения, потому что развлекаются на Кубе по-другому и чем-то эта схема напоминает 90-е годы на территории б.СССР с памятными многим пиратскими играми, интернет-клубами и "ночевками" в офисах и школах за сетевой игрой в Doom или Quake.
Раз в неделю на Кубу из США приезжают "дилеры", которые привозят внешние жесткие диски, под завязку набитые свежими фильмами, играми и музыкой. Эти посылки называются paquete, "пакеты". Содержимое "пакетов" продается дилерам, те перепродают более мелким торговцам, а те — обычным людям. Конечному потребителю скачать на свой диск все самое свежее и, разумеется, пиратское, стоит порядка одного доллара. Этот бизнес нелегален, но участвующие в нем считают, что правительство пока их терпит. Но это сегодня, а что будет завтра они не знают. И потому общаются с журналистами только на условиях анонимности.
Вторая составляющая цифровых развлечений кубинцев — игры по сети. В начале 2000 годов с подачи проправительственных компаний на Кубе были организованы Snet — компьютерные локальные сети из сотен и тысяч машин, в которых люди могут общаться и играть в игры. Когда кубинец получит новую компьютерную игрушку, он будет играть в нее с друзьями и соседями через Snet, а не через интернет.
Paquete и Snes так хорошо организованы и так отлично работают, что многие подозревают: за всем стоит правительство. В этом есть свой резон — пока кубинцы смотрят фильмы и сериалы, а также играют в новейшие хиты за относительно скромные деньги, не многие из них чувствуют потребность выходить в "настоящий интернет" со всеми его опасностями вроде неудобных для властей новостей и просветительских материалов.
Кто контролирует Сеть, тот контролирует все
Куба всегда была в сфере интересов США, поэтому не удивительно, что осуществить "интернет-революцию" Вашингтон попытался еще пять лет назад. В прошлом году выяснилось, что пять лет назад Агентства США по международному развитию пыталось запустить на Кубе социальную сеть ZunZuneo, которая бы побуждала молодежь к "революционным выступлениям". Но было уличено властями и изгнано с Острова Свободы.
Одновременно подрядчик Агентства, Алан Гросс, был пойман на том, что оборудовал кубинские синагоги нелегальным спутниковым доступом в интернет — опять же, для передачи определенной информации из США. Из кубинской тюрьмы Гросс вышел лишь в этом году — без 30 килограмм веса и пяти зубов. И только благодаря "оттепели" в отношениях США и Кубы, в противном случае он продолжал бы сидеть и терять зубы.
Поэтому у Кубы есть все основания подозревать США в нехороших намерениях, когда президент Барак Обама говорит о том, как важно обеспечить развитие технологий на Кубе и свободный обмен информацией через интернет.
Она и подозревает. Несмотря на то что Рауль Кастро публично говорит о важности обеспечения свободного выхода в интернет для каждого кубинца и обещает, что к 2020 году интернет дома будет у всех, страна не спешит падать в объятия ни американского правительства, ни американских компаний. В Гавану неоднократно приезжали топ-менеджеры Google. Официально — по вопросам оцифровки кубинских архивов, но хорошо осведомленные источники говорят о том, что компания была бы счастлива обеспечить Кубу интернетом.
Интерес проявляют и крупные американские телекоммуникационные компании — пусть сами кубинцы бедны, но когда Куба откроется для американского туриста, тот привезет с собой свои жадные до интернет-трафика "айфоны". Сервис по сдаче домов и квартир Airbnb успешно пришел в Кубу и работает с местными, полугосударственными "гостевыми домиками", а вот Netflix провалился — его услуги для кубинцев слишком дороги.
Но Куба смотрит совсем в другую сторону. Во-первых, существует местный государственный телекоммуникационный монополист ETECSA, который вряд ли согласится отдать своих клиентов заморским компаниям. Во-вторых, есть китайские Huawei и Alcatel-Lucent Shanghai Bell, которые "кинули кабель" в Венесуэлу и обеспечили беспроводный интернет в столице. Существует официально неподтвержденная информация о том, что китайские телекоммуникационные компании работают на Кубе минимум десятилетие и местная инфраструктура построена на их решениях.
Вместе с технологиями из Китая может быть импортирован и общий подход, вплоть до создания собственной версии "Золотого щита" — глобальной системы контроля интернет-трафика. Ведь на Кубе, как и в Китае, уже привыкли использовать альтернативы крупным американским сервисам — Revolico вместо Craigslist, EcuRed вместо Wikipedia, IMO вместо Skype. И на Кубе, как и в Китае, правительство то ли страдает, то ли наслаждается паранойей и чувствует острое желание контролировать каждый шаг своих граждан в Сети.
Свои интернет-диссиденты, конфликтующие с правительством, равно как и свои "были-бы-интернет-предпринимателями-если-бы-могли" на Кубе тоже уже есть. В какую сторону смотрят они? В сторону возможности делать в интернете хоть что-нибудь.
"Я предпочел бы китайскую модель тому, что есть на Кубе сейчас, — говорит один из них The Verge. — С ней мы могли бы делать в Сети миллион разных вещей".